На защите интересов предпринимательства

Главная
Рубрика: ПалитраЗеркало державы
Автор публикации: Андрей Смирнов

Опубликовано: 17/04/2013 11:01

     На защите интересов предпринимательства

Мнение Сергея Степанова, председателя Совета по предпринимательству при губернаторе Хабаровского края, о необходимости корректировки политики в сфере государственного регулирования рынков.

  Для развития конкуренции необходимо создавать равные для всех субъектов предпринимательства экономические условия и корректировать политику в сфере государственного регулирования рынков - считает член ОКС при управлении федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю и председатель Совета по предпринимательству при губернаторе Хабаровского края Сергей Степанов.

  Выполнить такие условия - сложная задача, к решению которой государство продвигается медленно. Хотя очевидно, что предприятия Дальнего Востока никак не могут конкурировать с такими же субъектами хозяйственной деятельности центральных регионов страны. И если руководствоваться принципом - в рыночных условиях выживает только сильный субъект, то программа развития конкуренции не может быть реализована в регионах, отличающихся друг от друга климатом, расстояниями, тарифами и многими другими факторами. В отсутствии регулирования рынков бизнес пытается делать это сам, автоматически снижая свою конкурентоспособность.

Отправляясь на Дальний Восток для постоянного места жительства, люди получали подъемные, дальневосточный коэффициент и северные надбавки, понимая, что государство поддержит там и социальную сферу, и производство с целью закрепления населения и развития экономики. Сегодня свои обязанности государство переложило на плечи бизнеса, поэтому рассчитывать на конкурентоспособность производимых ими товаров и услуг нельзя. Возможные механизмы регулирования рынков известны, начиная с налоговой политики, и заканчивая поддержкой энергетики, строительства, транспорта. Простой пример в сфере энергетики. Производимая там частными структурами электроэнергия экспортируется за рубеж по цене ниже рыночной. Объясняются такие действия избыточностью мощностей, которые должны быть проданы.

В результате конкурентные преимущества зарубежных производителей растут, а отечественных – падают. Китай покупает электроэнергию только по рыночной цене, что свидетельствует о том, что не экспортная цена ресурса низкая, а оптовая цена электроэнергии внутри страны высокая для всех потребителей, поэтому ресурс не востребован в объеме выработки. Кроме того, в условиях избытка электроэнергии планируется введение социальных норм потребления для населения, хотя оно своими налогами участвовало в строительстве приватизированных ГЭС.  

  Мы постоянно сталкиваемся с вопросами необходимости государственного регулирования. В свое время государство признало свою неэффективность управления в области финансов, энергетики, железнодорожного транспорта и других, отдав в частные руки важные сферы экономики, но оставив в открытых акционерных обществах за собой долю в форме представительства независимых членов советов директоров.

  С одной стороны государству необходимо решать вопросы в интересах общества, с другой - как акционеру защищать интересы бизнеса, целью которого является извлечение прибыли. Представители государства призваны решать социальные вопросы населения, но как члены акционерного общества зарабатывать дивиденды, чтобы оправдать надежды инвесторов. Государственное регулирование в интересах граждан оказалось невозможным. Государство вынуждено защищать интересы частного бизнеса, разрешая продажу электроэнергии в Китай по ценам ниже внутреннего рынка в ущерб конкурентоспособности, закрывать необходимые для граждан офисы государственных банков в сельской местности для повышения их рентабельности, соглашаться на сокращения в регионах убыточных пассажирских маршрутов на железной дороге. Другими словами, оно стало коммерческим предприятием с такой же, как у открытого акционерного общества целью - наращивать доходную часть бюджета за счет реализации товаров и услуг через коммерческие структуры.

Но если государство согласилось проводить такую политику, то у нас уже не рынок. И если гражданам необходима низкорентабельная услуга, то она должна быть выставлена на конкурс. Выигравшая в конкурсе частная структура получает из федерального бюджета средства на исполнение государственных обязательств, повышая свою прибыль за счет снижения издержек и эффективности управления.

Монополисты действуют в своих интересах, получая поддержку из бюджета и реализуя свои инвестиционные программы за счет повышения цен и тарифов для населения и бизнеса. Не затрагивая проблемы приватизации, можно сделать вывод - мы пришли к ситуации, когда государство уже не способно принимать решения в интересах общества, а реализация антимонопольной политики оказалась затруднительной. Ведь на коммерческие рельсы встали не только акционерные общества с государственным участием такие как "РЖД" или "Сербанк России", но и чисто федеральные структуры. Например, налоговая служба, которая без согласования с региональными и местными органами власти вместо оптимизации стала закрывать в поселениях свои неэффективные офисы по обслуживанию предпринимателей и населения, действуя как акционерное общество в рыночных условиях.

  Недавно в Хабаровске состоялся международный форум по развитию предпринимательства с участием представителей из Китая и Южной Кореи. Случилось так, что на 60 процентов его участниками стали банки, которые доложили о своих новых кредитных продуктах. Иностранные банки предложили ставки кредитования под три, а отечественные - под 13 процентов в год. Очевидно, что условия наших банков непривлекательны для бизнеса. Интерес же вызвал ответ по поводу высокой процентной ставки.

Оказывается, банкиры выполняют указания Центробанка и невиноваты в бедах предпринимателей. Банки и бизнес в едином экономическом пространстве существуют отдельно друг от друга. Но если все вопросы адресовать Центробанку РФ, то зачем нам форумы? Темпы ипотечного кредитования падают, так как программа государственной поддержки выполнена. Средства федерального бюджета на погашение части процентной ставки закончились. И где правительство, которое объявило сферу жилищного строительства своим приоритетом?

  Прежде чем принимать программу развития конкуренции, необходимо было сначала прописать функции министерств и ведомств в части их полномочий. Ведь пока такие полномочия не зафиксированы, они не станут прилагать усилий даже в части мониторинга локальных рынков. Чтобы развивать конкуренцию, необходимо проводить научные исследования, на что в программе средства не предусмотрены. Трудности исполнения мероприятий связаны и с наличием социальных индикаторов, которые обозначены органам власти в послании Президента РФ.

 При дефиците бюджета региона и территорий врят ли министерства и муниципалитеты сделают конкуренцию приоритетом в своей деятельности. Они скорее направят ресурсы на повышении зарплат бюджетникам, чем на исследование рынков. Только в марте 2013 года отраслевые министерства внесли коррективы в свои регламенты в целях развития конкуренции, потому говорить об успехах противодействия монополиям рано. Впереди сложная работа, итогом которой должно стать наращивание роли государства в части регулирования рынков.

  Андрей СМИРНОВ, Хабаровск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: