Большое счастье Ярославля: выставка «Брейгель. Династия»

Главная
Рубрика: ПалитраКультурные ценности, мироощущения
Автор публикации: Виктория Соцкова

Опубликовано: 21/11/2014 12:35

Большое счастье Ярославля: выставка «Брейгель. Династия»

21.11.2014 открылась выставка «Брейгель. Династии» в  ярославском Музее зарубежного искусства.  Картины из коллекции Василия  Григорьевича Горященко.

Вернисаж – первое   событие из череды, посвященной 95-летию Ярославского художественного музея, подарок старейшему музею региона. Ярославцам представлена малая толика коллекции Василия Горященко. Большая часть собрания «путешествует» по миру.

На торжественном открытии Алла Хатюхина, директор ЯХМ, подчеркнула значение коллекции Василия Горященко, знатока живописи ХVII века  и  московского коллекционера. «Этот период истории называют «Золотым веком» Ярославля. Благодаря выставке можно сравнить европейское искусство ХVII века с российским искусством этого же времени: найти точки соприкосновения, обогатить впечатления о мировом искусстве, увидеть разницу трактовок. – Алла Хатюхина. – Низкий поклон коллекционеру. Мы надеемся, что вернисаж положил начало сотрудничеству».

Марина Васильева, директор департамента культуры  администрации Ярославской области обратила внимание, что музейщики  профессионально празднуют юбилей, создавая интересное по культурной значимости событие для ярославцев. «Выставка стоит больших трудов и профессионалы знают, сколько забот требуется, чтобы привезти такие ценные полотна. Это благородное дело – давать возможность  видеть произведения великих мастеров в общечеловеческом масштабе  и это большое дар от коллекционера. Такое происходит впервые, – сказала Марина Васильева».

Василий Горященко поблагодарил музейный персонал за трепетное отношение к коллекции, рассказал о том, как часто замечательные произведения искусства остаются обделенные внимание  зрителя потому, что не входят, в так называемые, «топовые работы», их «не замечают» избалованные столичные музеи. По его мнению, собирательство – это  трудоемкий процесс, требующий целенаправленности, знаний, тщательной работы коллекционера  с арт-дилерами. «Приятно участвовать в проекте, когда к тебе так хорошо относятся, – сказал  Василий Георгиевич. – Это большая честь для коллекции экспонироваться в таком музее». Его супруга, Ирина Ивановна, представила каталог картин  всей коллекции с подробным описанием работ, что является отдельным произведением искусства.

 «В жизни бывают моменты, когда кажется, что это происходит не  с тобой, – с высоким накалом эмоций высказался куратор выставки  Алексей Федорчук. – Выставка Брейгелей  из этой серии эмоциональных моментов. Конечно, какие-то работы мы видели, но чаще не в наших музеях. Когда  выставка была построена,  подумал, насколько символично, что эти  фламандские работы оказались в  Ярославле. Я бы посоветовал после посещения выставки пройти, буквально, квартал и посетить  Митрополичьи палаты или просто зайти в православный храм и посмотреть на иконы». По мнению куратора,  разница в стилях произведений будет ощущаться больше, нежели  разница в мироощущениях и  отношении к жизни.

На открытии выставки была проведена лотерея, пяти  счастливчикам повезло. Остальным повезло не меньше, т.к. они  увидели полотна с мировой известностью, услышали «живую» музыку  в исполнении друзей музея Сергея Кузнецова, саксофониста, и Марины Никифоровой, скрипачки.

«Подарок судьбы» –  такое определение вернисажу единогласно дали музейщики. Каждая картина  из собрания больших мастеров, оставивших миру  красоту в красках, это отдельный мир. Полотна, напоминающие по содержанию  «капсулу времени», можно  изучать, буквально, часами и  по сантиметру. Техника Брейгелей  фотографична.  По сюжетам  можно изучать быт, костюмы, актуальные события того времени, видеть отношение художника к явлениям, людям. В произведениях присутствует философия и  сатира,  предостережение и  умиление. К примеру, картина Питера Брейгеля-младшего «Битва карнавала и поста»  актуальна и по сей день, ведь и сегодня есть  духовные противоположности, которые конкурируют за «паству». Работа «Нападение на крестьянскую чету» напоминает сюжет из криминальной хроники –  солдаты-наемники грабят селян. Это явление, которое власти не пресекали, было настолько распространено и позорно, что художник отреагировал как гражданин. Этот фрагмент истории  остался в изобразительном творчестве мастера на века. Картина «Крестьянский танец в помещении»  Питера Брейгеля-младшего  показывает, как отдыхали крестьяне его времени. Видим, что танцевали женщины всех возрастов, поднимали,  хоть и не высоко юбки, а кавалеры  франтами крутились в парах с ними, щеголяя разными фасонами  головных уборов. Дискотека-XVI  века, да и только! Или вот сатира «Обезьяны курят»  Давида Терниса-младшего. Картина  замечательно иллюстрирует пагубную привычку как систему общественного  подражания,  в учит зрителя, что хорошо,  что – порицаемо общественной моралью.

Полотна яркие и  запоминающиеся,  полноправные участники социально и общественной жизни европейского мира XVI века. Если сравнить с российским культурным достоянием того же периода, то понимаешь, что многие комплексы россиян  исходят из глубины веков отечественной истории. Потому, что в это время у нас был расцвет иконописи, выполнявший «заказ» власти, которая  через  искусство продвигало свои  запросы.  А у «них» в это время –   художники служили потребностям народа.

Выставка в Музее зарубежного искусства дает возможность каждому сделать свой вывод.

Виктория Соцкова

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Еще на эту тему:Алла Хатюхина: музей живет, когда живет его коллекция

95-летний юбилей ЯХМ и выставка «Карл Брюллов»

Выставка «Типы – типчики – типажи».

Первый гость «Дома в разрезе» Яков Назаров

Шедевры Сальвадора Дали из коллекции Александра Шадрина

России и Англия: неформальный диалог музейщиков

Выставка «Море. Солнце.Крым"

Керамист Евгений Смирнов из Ярославля

.  

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: