Что такое Память?

Главная
Рубрика: ПалитраЗдоровье, образование, наука
Автор публикации: Чингиз Али-Заде

Опубликовано: 27/11/2012 12:59

Пророк Мухаммед (а.с.) получал наставления от Аллаха, запоминал их и потом передавал людям. Пророк Иисус получал наставления от Бога, запоминал их и потом передавал людям. Пророк Моисей получал наставления от Бога, запоминал их и потом передавал людям. Значить для осуществления этого процесса Он сначала дал людям память.  Что же такое память?

Для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о его памяти. Существует множество определений понятия память.

Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а, при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.

Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения, есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях, живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим и быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире.

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.

Макселон Юзеф (1), в учебнике по психологии, дает несколько классификаций памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору.

В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.

И так: память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и, впоследствии, использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти.

Виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную.

Память включает в себя следующие процессы: запоминание, сохранение и забывание, узнавание и воспроизведение.

Но бывает еще память генетическая, ассоциативная, мышечная, тактильная, зрительная, слуховая, обаятельная, вкусовая. Бывает еще память одного человека, семейная память, память сообщества, память человечества - были, легенды. Но и это еще не все существует память тканевая - регенерация оторванной конечности, память, запечатленная в филогенезе и онтогенезе человека.

 

Множество исследований посвящено изучению различным свойствам памяти, способам ее улучшения, т.е. функции памяти. Но все эти исследования не отвечают на кардинальный вопрос - что такое память? 

Как показали исследования З.Фрейда (2), С.Грофта (3) существует еще и скрытая, неизвестная, запрятанная в подсознании память о прошлых жизнях человека, вплоть до начала жизни вообще.

Так что же такое память?

Множество ученых пытались найти локализацию памяти в мозге человека.

Но поиски участка, управляющего памятью, так и не увенчались успехом. В человеческом мозгу отсутствует отдел, отвечающий за хранение воспоминаний. Этот факт ученые не могут объяснить. Известный исследователь мозга Карл Лэшли, во время экспериментов над крысами обнаружил, что они помнят то, чему их научили, даже после удаления 50% мозга. Множество фактов показывают, что память не только не материальная субстанция, но и не имеет конкретной локализации. Некоторые ученые пришли к выводу, что мы являемся всего лишь приемниками информации, которая постоянно присутствует в пространстве и, следовательно наша память всего лишь информация, которая каким-то образом (то ли по нашему желанию, то ли по указанию сверху! ) попадает к нам в мозг. Цель такой передачи  или получения информации неизвестна. 

С памятью связана еще одна загадка. Если компьютерный диск не меняется и каждый раз выдает одну и ту же информацию, то 98% молекул нашего мозга полностью обновляются каждые двое суток. А это значит, что через каждые два дня мы должны забывать все, что узнали до этого.

Не найдя убедительного объяснения этим фактам, доктор биологии, автор многих научных работ Руперт Шелдрейк (4) предположил, что воспоминания располагаются в "пространственном измерении, недоступном для нашего наблюдения". По его мнению, мозг - это не столько "компьютер", хранящий и обрабатывающий информацию, сколько "телевизор", трансформирующий поток внешней информации в форму человеческих воспоминаний.

Карл Прибрам (5), в свих экспериментах также показал, что память не имеет определенной локализации в головном мозге. Поэтому он выдвинул голографическую теорию хранения памяти. По его теории в каждой точке головного мозга, как в голограмме, храниться вся память человека. Анализируя новейшие данные можно предложить и такое определение памяти – память это функция позволяющая человеку постоянно ощущать себя в пространственно-временном измерении. Она как воздушный пузырь у рыб, который позволяет рыбе правильно ориентироваться в трёхмерном пространстве воды. Представьте себе на минуту что вы полностью потеряли память!!!!!!!!!! Комментарии излишни.

Еще древние суфии обладали способностью медитировать и путешествовать в других измерениях. Свои воспоминания они потом излагали в своих произведениях. В настоящее время накоплено большое количество фактов случаев клинической смерти. Многие люди после, реанимации четко описывали происходящее в момент клинической смерти. Исходя из этих данных возникают множество вопросов - Что видело? Чем видело? Как запоминало происходящее когда ЭКГ и ЭЭГ показывали отсутствие функции сердца и головного мозга? Где хранилась эта информация и как она потом стала доступна человеку после его реанимации?

Ответов на эти вопросы пока нет. Но ясно одно память не материальная субстанция и не имеет определенной локализации в пространстве и времени. Следовательно она везде, в каждой точке видимого и невидимого мира. Если мы назовем память информацией, то можно сказать, что весь мир пронизан информацией и, очевидно, только возможность доступа к ней и получения той или иной  порции информации будет являться тем, что мы называем памятью. Но если мы обладаем возможностью получать информацию о прошлом то возникает вопрос как пополняется эта информация? Ведь между прошлым и будущим нет границы! Будущее мгновенно через настоящее  становиться прошлым. Таким образом память является связующим звеном между прошлым и будущим.

С другой стороны в литературе имеются предположения о том, что прошлое, настоящее и будущее существуют постоянно то тогда вопрос получения информации является лишь делом техники!!!!!!! Одним их подтверждением этого тезиса является развитие современных информационных технологий. За короткий, по историческим меркам, промежуток времени произошел рывок в передаче информации от конной почты до мгновенной передачи любой информации  в любую точку земного шара и даже за его пределы. Изменились и носители информации- памяти- от наскальных рисунков в пещерах, от листа бумаги с письменностью до интернета с безграничной по объему хранилищу информации. И этот прогресс стремительно ускоряется ! Недалек тот день, когда человек получит доступ в интернет посредством не только легкого прикосновения пальцев к мини устройствам, но при помощи мысли сначала через специальные устройства, а в дальнейшем и напрямую!

Таким образом нас постепенно готовят к тому, что мы вступим в прямой контакт с Космическим разумом! Очевидно тогда наступит эра людей 6 расы, о которой говорила Е.П. Блавадская (7) и древние санскритские книги.

Но памятью обладает не только человек. Память имеется у всех животных (иначе они не могли бы выжить в окружающем и постоянно изменяющемся мире, растений (вспомним о кольцах на стволах деревьев или сохранение свойств своего вида и т.д.). Даже камни обладают способностью памяти! Они долгое время сохраняют  память формы, которую они получили в результате того или иного явления природы. Я уже не говорю о памяти предметов, созданных руками человека. Они сохраняют ту форму, которую им придает человек. Благодаря этим их свойствам существует целая наука- археология! Отсюда можно сделать вывод, что память универсальное явление, присущее как живой, так и не живой материи!

К аналогичным заключениям приходит и Д.Бом (8), описывая свою теорию голографической вселенной. Он утверждает, что «одушевленная и неодушевленная материя неразрывно связаны друг с другом, и жизнь является в скрытом состоянии во всей вселенной». Таким образом  можно сказать, что живая и не живая материи суть одно и тоже и проводить между ними разделение –это всего лишь искусственное создание границ, присущее человеку.

Так что же такое память?

Учитывая выше изложенное и другие данные, не нашедшие свое отражение в этой работе, я взял на себя смелость дать и такое определение памяти - Память это информация обо всем ( как прошлом так и будущем), не имеет границ и количественного измерения, не материальная субстанция, не имеет временных характеристик и становиться доступной человеку посредством некоторых свойств его головного мозга, становясь таким образом мостом между «материальным и нематериальным», между прошлым и будущим мирами.

Профессор Али-Заде Чингиз Алиевич,

Азербайджанский НИИ травматологии и ортопедии.

Использованная литература

1.Макселон Юзеф, Психология, 1998, стр. 125

2.Зигмунд Фрейд «Введение в психоанализ»,Санкт-Петербург, 1999, Стр.52

3.Станислав Гроф «За пределами мозга» АСТ, 2005. Стр.318

4. Лешли_(Lashley)_Карл_Спенсер «Brain Mechanisms and Intelligence”. 1929

5. Руперт Шелдрейк « Новая наука о жизни», М.: РИПОЛ классик, 2005.— 352 с.

6.Karl Pribram, Languages of the Brain (Monterey, Calif.: Wads worth Publishing, 1977), p. 123.

7.Е.П.Блавадская «Тайная доктрина. Синтез науки, религии и философии. Антропогенезис» Том 2,-М.:Эксмо,Харьков: «Фолио»,2003-944 с.

8.David J. Bohm, «A New Theory of the Relationship of Mind and Matter»,  Journal of the American Society for Psychical Research 80, no. 2 (April 1986), p. 128.

 Еще на эту тему:

Витальное общество. Болезнь. Взаимоотношения больного и врача.

 
Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: