Интервью с А.Д.Куликовым, депутатом ГД РФ:что даст обществу реформа МВД

Главная
Рубрика: Трибуна
Автор публикации: Виктория Соцкова

Опубликовано: 22/03/2010 18:11

ЧТО ДАСТ ОБЩЕСТВУ РЕФОРМА МВД?

Сайт КПРФ, 22.03.2010

           Может ли сегодня милиция защитить простого человека от криминала и справиться с негативными проявлениями внутри ведомства? Кому служит правоохранительная система - обществу или президенту? На эти и другие вопросы отвечает депутат Государственной Думы РФ от Ярославской области, член Комитета ГД по безопасности, полковник советской милиции, коммунист А.Д. Куликов.

          - Александр Дмитриевич, в столице на расширенном заседании коллегии в присутствии Президента РФ Д.А. Медведева, группы депутатов ГД РФ и членов Совета Федерации министр внутренних дел Р.А.Нургалиев подвел итоги деятельности МВД за прошлый год. Особое внимание было уделено реформе ведомства. Насколько реформа оздоровит систему и ответит запросам общества? Какое впечатление оставила коллегия?
           - Ощущение - двойственное. С одной стороны министр довольно жёстко и правдиво оценил состояние исполнительской дисциплины, в целом результаты работы своего ведомства. Показал примеры успешной деятельности на отдельных направлениях, в частности в организации противодействия терроризму, распространению наркотиков, в раскрытии убийств, в профилактике подростковой преступности. Рассказал и показал на диаграммах, как эффективно сказывается на работе отдельных подразделений внедрение современных средств противодействия преступному миру. Оценка Президентом положения дел в МВД была еще более категоричной, особенно в части состояния законности в деятельности органов внутренних дел, личной профессиональной подготовки и дисциплины сотрудников. Был озвучен ряд мер, необходимых, по его мнению, для принципиального улучшения работы этого правоохранительного института, включая сокращение личного состава на 20 процентов и увеличение заработанной платы работникам МВД. Сокращение центрального аппарата, о котором говорил Президент, - правильная мера, но она не носит сущностный, действительно реформистский характер. Также сказал о ряде своих законодательных инициатив по повышению ответственности сотрудников за выполнение служебных обязанностей и поставил правильную задачу: вернуть доверие граждан к милиции.
С другой, не было глубокого анализа состояния МВД РФ как системы. Может ли она противостоять преступному миру в современной России? Способна ли милиция эффективно защищать общество и каждого гражданина от преступных посягательств? Не менее важно знать, почему деятельность этого правоохранительного института во многом не соответствует не только Конституции РФ, но и целому ряду международных обязательств, взятых на себя государством в сфере прав и свобод человека. Перечень предложенных Президентом мер я бы назвал, скорее, косметическими, лакирующими реальность. И, конечно, подобная "реформа" МВД, на мой взгляд, совершенно не вписывается в объявленную Президентом новую модернизационную парадигму России.
Между тем, реформирование МВД действительно назрело. Почти 20 лет назад изменился политический, социальный строй. Возникли новые экономические отношения. МВД, оставшись практически неизменным со времен Советской России, уже не отвечает вызовам и угрозам современного преступного мира. Более того, впитав все "прелести" дикого криминального капитализма с его идеологией наживы, девальвацией духовных, нравственных ценностей, отрицанием права, оно превратилось в монстра, представляющего, как показывает российская действительность, угрозу даже для самого общества.
Я не сгущаю краски. Истоки этого очевидны. Объективные ученые, криминологи давно бьют тревогу, что модель социально-политической модернизации, использованной в России Ельциным, а затем и Путиным, явилась и высоко криминогенной, и криминальной. В ее осуществлении задействованы (умышленно или по недомыслию) коррумпированная номенклатура, криминальные авторитеты, бывшие преступники в сфере экономики, разного рода "теневики", владельцы подпольных баснословных капиталов. Как заявил в одном из своих интервью бывший "младореформатор" Чубайс, истинной целью ельцинской приватизации была быстрейшая раздача собственности Советской России ":кому угодно, за что угодно, хоть бесплатно:", но в короткие сроки. Стратегическая цель - создать класс собственников для удержания власти и ":покончить с коммунистической Россией навсегда". Закон и мораль в этом процессе не учитывались. Миллионы возможных жертв фактически запланированной гражданской войны, во внимание не принимались.
        "Халявные" призывы власти всколыхнули преступный мир. Он ринулся за всем, что недавно считалось общенародным достоянием. Вдумайтесь, за первые семь лет криминальной приватизации убито, умерло от ран, причиненных насилием, покончили с жизнью самоубийством, пропали без вести около двух миллионов человек. Россия потеряла население равное по численности таким регионам, как Ярославская и Кировская области вместе взятые.
        Лицемерными, мошенническими действиями политическая власть, работая на пару с новым союзником, развращала и разрушала души молодых, мордовала трудящихся, военнослужащих, доверчивых пенсионеров "социально-экономическими реформами". СМИ, подконтрольные государству и первым российским олигархам, агрессивно навязывали обществу новый образ жизни - "если ты не конкурентоспособен, ты - никто". Масс-медиа, предав забвению советский тезис "Человек человеку - друг, товарищ и брат", методично вбивали в сознание миллионов примитивные зомбирующие установки "Один раз живешь. Сильный - всегда прав. Деньги решают все". В большой части народа, особенно в столичных городах, восторжествовала идеология индивидуализма, хищника с острыми локтями и железной хваткой - "мое!". Фраза "закон, что дышло" стала расхожей и воспринята многими как руководство к действию. Коррупция охватила государственные институты власти, правоохранительные органы. Представители криминала, организованной преступности во множестве появились в них, в центре и в регионах, влияя на принятие судьбоносных для тысяч и миллионов граждан решений.
           В конечном счете, приватизационный передел разделил бывший советский народ на "прихватизаторов", новорусских богачей (абсолютное меньшинство), и остальных граждан, большая часть из которых в последующие годы перешла в категорию бедных, либо находящихся за чертой бедности. Экономическая политика режима, приватизация надломили в народе нравственный, культурный стержень. Были поколеблены вековые традиции правды и совестливости, уважения к старым и малым, подорвана вера в справедливость и закона, и самой власти. В обществе образовалась значительная каста неприкасаемых, стоящих над законом, над нормами права и нравственности.
Судебная система, правоохранительные органы, в том числе и МВД РФ, оказались заложниками чудовищной по своему цинизму и бесчеловечности новой политики, ее участниками, и проводниками. Проверку на лояльность режиму Ельцина МВД РФ прошло еще в 1992 году, когда работники милиции в Москве на майской демонстрации протеста дубинками избивали и молодых, и ветеранов, и мужчин, и женщин. Подобного в истории российско-советской милиции со дня ее образования в 1917 году не было. Впервые ее сотрудники, применяя спецсредства, использовались в политических целях для подавления массовых протестных акций своих же соотечественников, мирно протестующих против "новых порядков" и навязываемого "нового образа жизни". В октябре 1993 года МВД втянули в государственный, кровавый переворот, который учинил первый Президент, другие руководители страны. В ходе насилия над защитниками Советской Конституции было убито только по официальным данным около 200 человек и ранено почти полтысячи граждан, не считая многих сотен других пострадавших.
        Демонстративное попрание конституционных прав на жизнь и свободу граждан России, открытое глумление над основным законом, произвол против органов советской власти, участие в котором приняли не только гарант Конституции, но и министр внутренних дел Ерин, не прошло бесследно. Десятки тысяч работников милиции, особенно молодых, получив от своих руководителей наглядный урок "уважения" к правам народа, к закону, в дальнейшем не менее "эффективно" творили беззаконие в отношении соотечественников. Достойно сожаления, что клеймо клятвопреступников до сих пор не смыто с мундира МВД РФ, да и с руководства страны, второго Президента, обелившего своим указом главного виновника массового убийства граждан.
         Следует напомнить, что 1993 год стал еще и началом изгнания профессионалов, оставшихся  верными Конституции и традициям советской милиции, но неугодных политическому режиму. Более миллиона сотрудников МВД ушло на "гражданку" в последующие годы. Их сменили те, кто был выпестован в условиях "новой" жизни, с иной моралью и иным отношением к закону и правам человека.
          Что же сегодня в результате? Статистика неумолимо свидетельствует, что в органах внутренних дел происходят дичайшие преступления: заказные уголовные дела, заказные аресты, незаконные привлечения к уголовной ответственности, в т.ч. заведомо невиновных людей. По оценкам криминологов, до 250 тысяч человек ежегодно содержатся под арестом за преступления, в которых они невиновны. Потоком на рабочий стол депутатов ложатся материалы о рейдерских захватах, грабежах, издевательствах над задержанными с участием сотрудников милиции. Только по выявленным фактам почти 5000 работников МВД за 2009 год за нарушение закона привлечено к уголовной ответственности. Взрывной точкой для общества стало дело Евсюкова, расстрелявшего в супермаркете людей. Прорвалось наружу то негативное в системе, что сформировалось при Ельцине, закрепилось при Путине и что характерно для МВД и ныне.
          Фракция КПРФ в Государственной Думе практически всех созывов, неоднократно обращала внимание руководства государства на состояние законности, коррупции в органах внутренних дел страны, на проблемы качества кадровой политики в системе. Вместе с тем, никаких телодвижений по наведению порядка в МВД РФ не происходило. Правда, выступая в 1998 году в Государственной Думе на Правительственном часе по поручению фракции КПРФ, министр внутренних дел, вице-премьер Правительства РФ А.С. Куликов первым из руководителей такого уровня открыто признал, что преступность в милиции существует и привел цифры, изрядно шокировавшие депутатов партии власти "Наш дом - Россия". Однако через полмесяца смельчака-правдолюбца Президент Ельцин снял с должности. И вновь наступила тишина: нет надоедливого министра, нет и проблем в МВД. Деградация системы продолжалась. С принятием закона об экстремизме и возложением на милицию (и на ФСБ РФ тоже) обязанности борьбы с экстремистскими проявлениями репрессивные функции МВД усилились. 

     Речь идет вовсе не о борьбе с терроризмом, радикальными националистическими проявлениями, которая крайне важна ныне. Развернулась во все более угрожающих масштабах охота на инакомыслящих. Борьба с оппозиционными российской власти политическими и общественными структурами, со свободой слова, с правом человека иметь иной взгляд на состояние отечества в отличие от мнения господствующей элиты, превратилась в репрессии. Только за последние годы более 150 молодых граждан России из числа членов коммунистической, других левых и леворадикальных партий приговорены к разным, в т.ч. и длительным срокам лишении свободы за "преступления" - протесты против невыносимой социальной политики властей, против произвола и беззакония. Закрываются по надуманным основаниям газеты оппозиции. К уголовной ответственности привлечены редакторы ряда изданий, посмевших выступить на защиту русского народа, русского языка, русской истории и культуры, против русофобии. Продолжается использование милиции для наведения "порядка" в период избирательных кампаний по образу и подобию прошлогодней в Марий Эл, где руководителем милицейского произвола против депутатов-коммунистов Государственной Думы России, возглавляемых руководителем ЦК КПРФ Г.А.Зюгановым, и местного населения был начальник криминальной милиции. Необоснованные задержания граждан на избирательных участках, грубейшие нарушения законности в отношении доставленных в отделения местных органов внутренних дел, вплоть до избиения недовольных - это уже примеры прошедшей 14 марта сего года избирательной кампании в стране, в частности, вновь в Кемеровской области. Сайт Кемеровского областного комитета КПРФ достаточно подробно приводит соответствующие факты. Ежегодно общество становится свидетелем массового произвола работников МВД в период проведения демонстраций и митингов в разных городах России в отношении отнюдь не уголовного элемента. Еще на слуху Дальний Восток, где шесть спецподразделений ведомства прислали из столицы для насильственного подавления возмущения граждан решениями федерального правительства. Не стёрлись в памяти людей бесчинства сотрудников ОВД в 2004 году в городе Благовещенске, где сотни горожан пострадали от милицейских методов "обеспечения правопорядка". КПРФ никогда не забудет и факты гибели коммунистов в Казани и Воронеже от рук служителей "закона".
          Надо признать, что спустя 100 лет история повторилась: МВД вновь - главный инструмент политического режима в подавлении все нарастающих радикальных, по - сути революционных настроений в обществе. В этой связи, не приходится удивляться, что в народе возникло сравнение милиции с царским Охранным отделения (в простонародье - "Охранка"). Ее заплечных дел мастера изрядно постарались по заказу царя и его правительства, чтобы в генетической памяти русских оставить незаживающую рану. Закономерно, что из милиции продолжают уходить честные и порядочные люди. Какому же оперу, участковому или следователю захочется носить ярлык жандарма, держиморды или палача.
       - Где взять новую концепцию под "новый облик" системы? Говоря о необходимости реформы МВД, знаем ли, с каким преступным миром ей придется бороться?
           - Верно, пока вопросов больше, чем ответов. Концепции нет. Под какие цели и задачи будет сформировано будущее ведомство? Не ясно. Знает ли и готово ли руководство страны знать правду о реальном состоянии преступности в России и принять адекватные меры по ее обузданию? Тоже не понятно. Сможет ли МВД, проводя на ходу "косметический ремонт", обеспечить защиту народа от криминала и переломить современный вал преступности, решая одновременно и другие задачи в соответствии с законами? На мой взгляд, то, что предлагается по реформированию МВД не отвечает на эти вопросы. Правда, видимо, не нужна ни правительству, ни правящей партии. А следовало бы задуматься над результатами исследований ученых.
            Что дает обществу официальная статистика о положении дел в этой сфере? Всего лишь около 3,5 млн. преступных деяний регистрируется в среднем за год. А за 2009 год и того меньше - 2млн. 994тыс. 820 преступлений. Это лишь, как минимум, двенадцатая часть от числа действительно совершенных, но не зарегистрированных в органах внутренних дел, латентных (скрытых) преступлений, - бьют тревогу криминологи. На самом деле преступных посягательств происходит от 40 до 60 миллионов в среднем за год. Объем преступлений столь велик, что если бы у нас перешли на стандарты регистрации, учета сообщений о преступлениях, принятые в крупнейших странах Европы, в США, то по коэффициенту преступности - числу преступлений на сто тысяч человек - Россия давно бы "перегнала" Запад. Тем не менее, даже при сложившейся системе регистрации невозможно скрыть, что по числу, например, убийств мы вот уже 17 лет как впереди всего цивилизованного мира: от 15 до 22 убийств (в разные годы) на сто тысяч населения, что превышает в два раза среднемировые показатели, в десять раз больше, чем в странах Евросоюза, не говоря уж о Советской России. Кроме того, эффективность криминальной милиции и милиции общественной безопасности, следственных органов и дознания такова, что согласно статданным в прошлом году не раскрыта почти половина от всех зарегистрированных преступлений, примерно, 1,309 миллиона. Из них более 800 тысяч краж, около 340 тысяч тяжких и особо тяжких преступлений, в их числе грабежи, разбои, изнасилования со смертельным исходом. Подводя итоги работы за 2009 год, руководство государства и правоохранительных органов трубят в СМИ об успехах в раскрытии особо опасных для общества преступлений, особенно убийств. Спасибо следователям, оперативникам, участковым, другим милиционерам за эту труднейшую работу. Но вместе с тем, более двух тысяч убийц ходят по нашей земле без справедливого возмездия. Кроме того, в 2009 году почти пятьдесят тысяч не разыскано пропавших людей. По этим фактам уголовные дела не возбуждались.

          Профессионалы же знают, что за большинством из них чистейшей воды криминал. В этом же ряду и позорное явление российской уголовной юстиции - количество трупов с признаками насильственной смерти в пять раз превышает число зарегистрированных фактов убийств! Наконец, добавим еще более 1 миллиона 200 тысяч неустановленных преступников за другие преступления. В итоге КПД МВД и всей правоохранительной системы страны не выдерживает никакой критики. И это относится лишь только к зарегистрированной преступности.
            О чем еще говорят эти цифры? Только ли о безобразном, противозаконном отношении к регистрации и проверке сообщений о преступлениях, следствием чего, опять же по оценке ученых, почти 90 процентов всех известных совершенных преступлений, остаются без расследования, нераскрытыми, а преступники не наказанными. Только ли дело в нерадивых сотрудниках? Отнюдь. Очень многие, к счастью, исправно выполняют свой служебный долг. Но, не лукавя, следует признать, что почти миллион сотрудников милиции способен обеспечить неотвратимость наказания в лучшем случае лишь для каждого десятого, совершившего преступление. Нагрузка по заявлениям и сообщениям о происшествиях с признаками криминала (около 25 млн. за 2009 год), по возбужденным уголовным делам, по делам оперативного учета, по числу профилактируемого спецконтингента, в т.ч. ранее судимых, приходящаяся на одного следователя, дознавателя, оперуполномоченного, участкового инспектора, соответственно, не укладывается в физические возможности личного состава для качественной работы по раскрытию преступлений и профилактике преступности. Если же вести речь о предупреждении и раскрытии всех реально совершаемых преступлений, то работников в принципе не хватит, чтобы переварить то, что мы называем российской преступностью. И техническая оснащенность милиции даже по современным меркам тут не поможет, не заменит специалиста. 

        Нужны дополнительные силы, новые профессионалы. Вот это и есть та реальность, от которой и надо отталкиваться, говоря о преобразованиях, точнее о реформе в МВД. Совершенно очевидно, что одним из направлений должно быть наращивание численности криминальной милиции, патрульно-постовой службы, ГИБДД, подразделений дознания и следствия, и особенно, службы участковых инспекторов. Мы же слышим о начавшемся сокращении личного состава, да еще на 20 процентов. Кому нужны иллюзии о возможностях МВД РФ, правоохранительных органов, в целом, в борьбе с преступностью? Разговоры о том, что милиции слишком много, что ее численность не подходит под мерки западных демократий, не имеют под собой никаких оснований. Россия за подобную близорукую политику умывается слезами и кровью, расплачивается жизнью своих граждан.

           - Каково состояние кадровой политики, качества кадров и профессионализм работников МВД? От чего зависит законность их деятельности?
           - Готовясь к реформе МВД, нельзя не видеть главного. За 17 лет разрушена единая система социальной защиты "человека с ружьем", что повлияло на кадровый потенциал и отразилось на профессиональной деятельности всего ведомства. К этому добавилось прямое обнищание личного состава органов внутренних дел. Работники МВД в абсолютной массе сегодня - наиболее обделенные государством в социальном плане госслужащие во всей правоохранительной системе. Надо сказать, что и "Единая Россия" при поддержке правительства РФ, принимая новые кодексы, новые законы и федеральные бюджеты только усугубляла тяжесть проблем сотрудников органов внутренних дел, и не только в профессиональном отношении. Пойдя по пути огульной монетизации, изменения денежного довольствия, партия власти лишь усложнила социальное самочувствие милиционеров и членов их семей.
               Более ста тысяч работников милиции не имеют крыши над головой. Очевидно, что проблема с жильем требует кардинальных мер поддержки. Но их нет! Лейтенанты, капитаны при выслуге три-пять лет, получают зарплату в основном ниже средней по стране, около 12 тысяч рублей. А милиционеры и того меньше, около восьми тысяч. И это смехотворное жалование людям, государственная работа которых ежедневно подвергает их жизнь, жизнь и здоровье родных риску, опасностям далеко не мнимым! Только за прошлый год около девяти тысяч сотрудников милиции обратились за помощью к руководству, в целях защиты своих семей от преступных посягательств, в связи с выполняемой служебной деятельностью. Причем "родное" Правительство умудрилось настолько "справедливо" подойти к оценке труда работников милиции, что зарплата их в разы меньше, чем у работников прокуратуры, ФСБ, и более чем в четверо - мировых судей. Об уровне жалования федеральных служителей Фемиды можно только грезить. Добавлю, что милиция в советский период 60-х-80-х годов, несмотря на чрезвычайно низкий уровень преступности, была обеспечена серьезной поддержкой государства. Денежные и иные социальные блага сотрудников правоохранительных институтов, судей, офицеров вооруженных сил мало чем отличались. Я отлично помню, как в 1976, всего через два года работы в милиции, в уголовном розыске моя семья получила первую квартиру. Бесплатно. А зарплата молодого лейтенанта милиции позволяла без особого напряжения решать вопросы быта, отдыха на море, обеспечения ребенка. Такова была политика советского государства, руководства МВД СССР.
             Трудности с увеличением денежного содержания работникам милиции в современной России надуманные. В закромах Минфина есть соответствующие средства. Дело лишь за политической волей руководство страны, чтобы разморозить государственную казну для работников милиции и решить проблему до конца этого года. А одними сокращениями личного состава органов внутренних дел, центрального аппарата МВД для латания дар в денежном довольствии проблемы не решить. Этот путь явно ошибочный.
            Говоря о кадрах и законности, важно отметить, что советская система подбора кадров (через трудовые, армейские коллективы, общественные, комсомольские и коммунистические организации, собрания сельчан, жителей микрорайонов и т.п.) разрушена и не может быть восстановлена в рамках современного социально-политического строя, которому она чужда по определению. Невозможно восстановить и институт заместителей по политико-воспитательной работе, позже политработников, фактически настоящих комиссаров милиции 60-80-х годов, созданный ЦК КПСС из числа коммунистов, опытных профессионалов, прошедших службу в ведущих подразделениях милиции, с большим личным авторитетом. Кстати, он сыграл ключевую роль в деле укрепления дисциплины и законности, профессиональной подготовки и развития культуры, воспитания работников в системе органов внутренних дел МВД СССР. Безусловен его вклад в достижение высочайшего уровня доверия народа к советской милиции. По-прежнему в памяти многих знаменитое изречение тех лет: " Моя милиция - меня бережет".
                 К сожалению, за почти два десятка лет в МВД РФ, в органах внутренних дел утрачены лучшие традиции формирования сплоченных морально-психологически и профессионально милицейских коллективов. Преданы забвению выработанные десятилетиями принципы подбора, расстановки и воспитания кадров, контроля и спроса за порученное дело. Не обеспечивается персональная ответственность руководителей всех уровней за работу подчиненных. Служба по работе с личным составом в большинстве МВД, УВД регионов, горрайорганов превратилась в примитивный отдел кадров, где не до заботы о человеке и его семье, о ветеранах органов внутренних дел. Что говорить, если в иных подразделениях молодежь и понятия не имеет об истории своего отдела внутренних дел: о героях и боевых товарищах, о заслугах коллектива перед народом. Правда, в последнее время усилиями министра внутренних дел Р. Нургалиева вновь вспомнили о нравственности, о духовных ценностях, о культуре сотрудников МВД, и, наконец-то, о семье сотрудника милиции и ее проблемах. Но кто будет нести эту важнейшую воспитательную, социальную функцию?
           Очевидно, что уповать на привлечение к работе МВД священников в виде некоего морального, сдерживающего фактора, как показала практика современной милицейской жизни - это наивная, бессмысленная затея. Проверенный путь - перестроить службу по работе с личным составом, усилив ее административные, воспитательные, контрольные функции, возложив на нее надзор за законностью в деятельности работников, включая и первых руководителей подразделений. Житейские проблемы каждого сотрудника должны изучаться и быть известны службе. Ее руководитель обязан в равной степени нести ответственность с командирами и начальниками подразделений за качество профессиональной подготовки личного состава. Недопустимо, что 70% участковых, 60% оперативных сотрудников, 30% следователей и дознавателей органов внутренних дел сегодня не имеют высшего юридического образования. Такими грамотеями легко переступается черта, отделяющая законные действия от противоправных. Важно, чтобы возглавляли подразделения Службы люди, прошедшие не только большую школу жизни, но и хорошо знающие не понаслышке работу милиции, ее оперативных подразделений, сами не раз участвовавшие в раскрытии преступлений и задержании преступников. Они смогут наладить взаимодействие и со средствами массовой информации, и общественно - политическими организациями, и депутатами местных органов власти, с населением. Только на пути открытости, равного партнерства, диалога с народом возможно восстановление уважения к милиции.
          - Какие шаги предприняла фракция коммунистов в Государственной Думе, чтобы изменить ситуацию?
              - В ноябре 2007 года в своем заявлении ЦК КПРФ и фракция КПРФ в Государственной Думе потребовало от руководства страны принять комплексные меры по борьбе с преступностью, коррупцией, навести порядок в правоохранительных органах. Нас не слышали. Дважды на "Правительственных часах" в Думе пятого созыва по вопросам борьбы с коррупцией, с преступностью в целом, представители нашей фракции обращали внимание руководителей государства, ведомств, в том числе и МВД РФ на продолжающееся беззаконие в следственных органах, на необходимость принятия срочных мер по укреплению правопорядка в самих правоохранительных органах. Руководитель фракции Г.А.Зюганов только за последний год неоднократно поднимал эти вопросы не только в Думе, но и на встречах с Президентом РФ. И сейчас фракция КПРФ вновь бьет во все колокола - уровень беззакония в стране стал политическим вопросом.
          Возможно, повторюсь, но ни один человек, за исключением руководства страны, не защищён от произвола власти и правоохранительных органов. Без всяких оснований можно задержать невиновного человека и посадить за решётку. Мое утверждение основано на сотнях материалах из разных регионов России, в частности, Сахалина, Ярославской области, Тюмени, Курской области, Краснодарского края. Попытки же восстановить справедливость, привести в чувство зарвавшихся блюстителей порядка, повернуть, например, расследование уголовного дела строго в рамки закона, встречают корпоративный отпор сотоварищей. Даже депутату пробить брешь в этой стене круговой поруки, коррупции и равнодушия к человеку, поверьте, во многих случаях стоит не одного года борьбы. А рядовому гражданину в подобных случая добиться правды, практически, невозможно. Поэтому фракция КПРФ поддерживает начинания Президента по укреплению законности в самих правоохранительных ведомствах. И мы готовы сотрудничать в этих целях.

      - Какие предложения были выдвинуты депутатами-коммунистами по реформе МВД?
       - Первое - это создать при Президенте РФ специальную группу по выработке концепции реформирования МВД РФ. А то, ведь получается, что говорим о реформе и не знаем в каком направлении двигаться. В состав группы включить специалистов МВД, ученых-криминологов, депутатов ГД РФ и членов Совета Федерации, из числа профессионалов МВД РФ и МВД СССР, представителей администрации Президента РФ. Обозначить конкретные сжатые сроки разработки концепции.
        По мнению фракции, в системе МВД нужно выделить отдельное ведомство - милицию. Она выполняет задачи борьбы с уголовной преступностью, в т.ч. с организованной, с коррупцией, профилактирует, охраняет общественный правопорядок. При этом использовать работников милиции в политических целях запрещается. Такой подход позволил бы в первую очередь направить государственные средства тем, кто в них в первую очередь нуждается: сотрудникам уголовного розыска, патрульной службы, участковым инспекторам, и др. службам, реально выполняющим задачи раскрытия преступлений, задержания и розыска преступников, профилактики правонарушений и преступлений. Кроме того, это изменило бы общественное мнение в отношении милиции, создало бы условия для постепенного восстановления доверия народа, для сотрудничества с гражданами в борьбе с уголовным миром. Убежден, что в таком взаимодействии милиция смогла бы действительно эффективно противодействовать преступности. Безусловно, потребуются серьезные административные, организационно-правовые, материально-технические, кадровые меры. Но это все прикладное. 

        Главное, не наделять милицию функциями несвойственными ей исторически. Не превращать ее сотрудников в очередных карателей. Не марать беззаконием память о десятках тысяч милиционеров, сложивших голову за Родину в годы Великой Отечественной войны, кто погиб в мирное время, защищая граждан в схватках с уголовщиной. Не оскорблять честь и достоинство ныне живущих ветеранов, бывших сотрудников органов внутренних дел Советского Союза, современной России, кто в полной мере, не замарав своего имени беззаконием и произволом, выполнил свой долг служения народу.

- Нужна ли кадровая "чистка"?
- Бесспорно, нужна планомерная, последовательная и без кампанейщины, аккуратная и прозрачная кадровая чистка всех структур ведомства с применением современных проверенных методик профессионального отбора. Такие методики есть, например, в ФСБ, Министерстве обороны, появились в последнее время и в МВД. Целесообразно вернуться к нашему предложению о привлечении в систему МВД части еще работоспособных представителей "старой гвардии". В этом особенно нуждаются служба по работе с личным составом и криминальная милиция. В стране немало готовых встать в строй и честно служить Отечеству бывших сотрудников правоохранительных органов.

    - Как решить социальные проблемы работников МВД?
    - Об этом я немного уже сказал. Добавлю, чтобы хотя бы частично решить социальные проблемы работников МВД, требуется около 200 миллиардов. Задача искать деньги Правительству РФ Д. Медведевым поставлена, но мы знаем, как оно отреагировало на призыв Президента о модернизации всех сфер общества и государства, изложенный в его Послании Федеральному Собранию. Бюджет 2010-2012 г.г. полностью проигнорировал идеи Д.А. Медведева. Деньги вбухали в бюджете по линии МВД не на приобретения жилья в достаточном количестве и увеличение денежного содержания сотрудникам милиции, а в основном на новую технику. В том числе и ту, которая требуется для борьбы с демонстрантами.

       Вопрос отсутствия ассигнований на кричащие нужды работников милиции, вопрос источников финансирования для реформы МВД, полагаю, вполне решаем. Депутаты фракции КПРФ предлагают воспользоваться резервным фондом и прибылями от повышения цен на нефть. Кроме того, мы вновь считаем необходимым, несмотря на возражения премьера В.Путина и министра финансов А.Кудрина, вернуться к законопроекту о введении прогрессивного налога. Есть и другие направления поиска необходимых средств. Например, расходная часть бюджета на 2010 год - 6 триллионов рублей. По итогам 2009 года ущерб от экономических преступлений - 1 триллион рублей. Средства от возмещения ущерба можно было направить на решение социальных проблем в системе МВД.
Для создания законодательной базы по изменению ведомства необходимо подготовить отдельные законопроекты: "О милиции", "О МВД РФ", "О правоохранительной службе", предусмотрев в них особую значимость для общества и государства этого вида государственной службы с ее тяготами, лишениями и реальными угрозами жизни и здоровью.
Закрепить в законах пакет мер социальной защиты для работников милиции и членов их семей, ветеранов службы, включая для действующих работников на первом году службы ежемесячное денежное довольствие не ниже двукратной средней зарплаты по стране, обеспечение жильем в течение 2-3 лет со дня поступления на службу и др. выплаты и социальные пособия. Важно и в полном объеме восстановить натуральные льготы, отнятые у работников органов внутренних дел в начале этого века законом, принятым "Единой Россией", поддержанным Советом Федерации С.Миронова и подписанным Президентом Путиным.
         За прошлый год в России погибло от рук преступников около 500 работников органов внутренних дел. Остались семьи. На них необходимо распространить такой же уровень социальной поддержки, как и на семьи погибших сотрудников органов внутренних дел, принимавших участие в боевых действиях на Северном Кавказе.
          Следует укрепить в МВД единоначалие. На период реформирования МВД РФ указом Президента РФ предоставить право Министру внутренних дел лично назначать и снимать с занимаемой должности проштрафившихся руководителей республиканских, региональных МВД, ГУВД, УВД, заместителей министра. Разумеется, без согласования с администрацией Президента РФ. Министр должен нести всю полноту ответственности за свое ведомство, за результаты работы каждого сотрудника. Тогда и Президенту, и Федеральному Собранию, и главное, народу, есть с кого спрос учинить.
Крайне важно изменить и укрепить учетно-регистрационную дисциплину в правоохранительной системе страны, прежде всего в МВД. При современной организации регистрации и статистике преступлений мы постоянно будем в плену мифов о преступности, дойдя в ближайшие годы до маразматического признания, что в России с криминалом покончено. Эта политика антигосударственная. Она не позволяет ни вырабатывать адекватные меры противодействия криминалу, ни выделять на цели эффективного функционирования правоохранительной системы, в том числе МВД, необходимых ассигнований. Первым шагом на этом пути следовало бы передать право регистрации заявлений и сообщений о преступлениях в ведение Генеральной прокуратуры и ее органов на местах.
         Восстановить право контроля за деятельностью МВД РФ органами представительной (законодательной) власти, Федеральным Собранием РФ.
          В законе "О советской милиции" контроль над милицией возлагался на советы народных депутатов. И он был достаточно эффективен. Не случайно в советское время и начальник местного ОВД, и участковый инспектор милиции, постоянно чувствовали не только заботу о себе, но и жесткие требования народа. Общественные институты, СМИ, политические партии, граждане России имеют право знать все о деятельности правоохранительных органов страны.
          Разумеется, перечень мер можно продолжить. Но в любом случае, чтобы проводить реформу, нужно осмыслить, что представляет собой МВД, выработать концепцию реформирования, которая отвечала бы целям правового, демократического, социального государства, заявленным в соответствующих нормах Конституции РФ. Кто советует Президенту - неизвестно, но те меры, которые он обозначил в своих указах и ряде законопроектов, лишь частично отвечают требованиям общества и основному закону. Если политическое руководство страны не поменяет подобный подход к реформе, то все останется без изменений: МВД обслуживает власть, защищает политическую элиту, современную клептократию, предоставляя народу самому противодействовать все более агрессивному криминалу.
           В заключении, очень хотелось бы, чтобы граждане России вместо опостылевших ментов, наконец, увидели современных анискиных, шараповых и жегловых! Но, убежден, для этого даже реформы МВД мало. Надо менять политическую систему. Нужно направлением развития общества выбирать всем миром социализм! И чем скорее, тем лучше!  

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: