Интервью с Алексеем Ивановым,и.о. директора театра русской драмы им.Федора Волкова

Главная
Рубрика: Трибуна
Автор публикации: Виктория Соцкова

Опубликовано: 19/06/2008 12:07

Театр Прометея русской Мельпомены 

"Россия", еженедельник, № 6   от 19.06.2008г

Ярославль по праву называют родиной русского театра. Основатель - Федор Волков, происходил из купеческого сословия. Был талантливым человеком и яркой натурой. За свои 34 года жизни он смог оставить след в истории русской культуры как основатель первого театра, родоначальник актерской национальной школы.
Что происходит сейчас на подмостках с более чем 250-летней историей? Об этом наш разговор с Алексеем Ивановым, исполняющим обязанности директора Российского государственного академического тетра драмы им. Федора Волкова.
Он коренной ярославец и вот уже 17 лет посвятил ярославскому театру: начинал инженером, затем - зам директора. После внезапного ухода из жизни директора театра народного артиста Валерия Сергеева автоматически возглавил руководство и вот уже почти год, как работает и. о. директора.
- Бренд "Первый русский театр" - очень ответственное бремя. Какие направления в творчестве ярославской труппы главенствуют сегодня?
- Театр пропагандирует политику русского психологического традиционного театра. Мы, по сути, являемся хранителями театральной мудрости. В репертуаре присутствуют, в основном, отечественная и зарубежная классика. Наша миссия - сохранять традицию национальной актерской школы, затрагивать душу зрителя.
Время, конечно, привносит новизну в нашу деятельность, но, тем не менее, мы стремимся творить для всех слоев населения. Непросто удерживать баланс между потребностями реалий дня и классическими традициями.
- Многие представители искусства стремятся экспериментировать в достижении коммерческой успешности. Придерживается ли ярославская Мельпомена определенных принципов, впуская на подмостки коммерческие проекты?
- Мы не проповедуем коммерческий успех любой ценой. Хотя вопрос финансов и для нас актуален. Поскольку мы финансируемся из федерального бюджета, но не на все 100 процентов наших потребностей. До недавнего времени у нас был еще источник - из областного бюджета. Мы пытались два года назад получить Президентский грант. Но по непонятным нам причинам, наша заявка была отвергнута. Сейчас мы входим в Федеральную программу Министерства культуры РФ по поддержке театров, рассчитанную на 3-5 лет.
Конечно же, мы уделяем особое внимание любому полезному креативу. Но всегда поступившее предложения рассматривается еще и через призму традиций. Мы не позволяем опошлить театр и сделать из действа банальное шоу в самом непривлекательном смысле этого слова. Не все принимает и провинциальная публика. К примеру, подготовили шведский мюзикл, но он, что называется, не пошел. С другой стороны, если не экспериментировать, то, как узнаешь градус успешности того или иного проекта? Как говорит классик- "Опыт - сын ошибок трудных". Особое значение имеют зрители- дети. Ведь от их первого впечатления - от новогоднего представления или постановки произведений из школьной программы- зависит, станет ли в дальнейшем этот маленький человек нашим зрителем.
- Ярославцы всегда с теплотой отзываются о театре, говорят - "наш Волковский". Часто назначают встречи у театра, а внешний облик здания давно стал достопримечательностью города и узнаваемым для многих.
- Для города театр имеет большое значение - мы являемся визитной карточкой Ярославля. Но не скрою - непросто выдерживать высоту этого звания. Мы сознаем ответственность и значимость этого перед нашим зрителем. Театр занимает собственную и уникальную нишу в российской культуре: являясь театром провинциального города с вытекающими из этого положения возможностями, мы должны соответствовать статусу первого российского театра, обязаны выступать на высоком художественном уровне и быть некой цитаделью хорошего классического вкуса. С гордостью скажу, что нам не стыдно и не страшно перед коллегами за наш непростой труд и есть что показать зрителям. Театр активно участвует во всех театральных фестивалях.
- Лицо театр - определяют артисты. С какими проблемами приходится сталкиваться, учитывая этот человеческий фактор, есть ли утечка мозгов-талантов в Москву или Санкт-Петербург?
- Были актеры, которые уходили в поисках то ли славы, то ли узнаваемости, а может и денег. Жизнь показывает, что в каком-то смысле они потом затерялись среди столичных коллег. В основном у нас сплоченный коллектив из профессионалов, сделавших осознанный выбор. Не думаю, что столичные актеры талантливее, чем провинциальные. Просто все дело в коммерческой раскрутке. Мы не ставим такой цели, у нас задачи иные - мы просто каждый день несем людям, как ни банально звучит, культуру. Тем не менее, если актеры снимаются в кино- это здорово, ведь это и театру плюс. А таких возможностей сейчас большой выбор - в Ярославль последнее время стал похож на съемочную Мекку. Главное, чтобы это не мешало творческому процессу.
- Театр - некая субстанция, обладающая собственной жизнью. Стоит произнести волшебные слова "подмостки сцены" или "занавес", как сразу возникаю некие образы. Есть ли в первом русском театре свои мифы и призраки?
- Когда только пришел в театр, то мне сказали: "Смотри, не задерживайся на работе после 21-00.Потому, что приходят души умерших актеров и шевелят занавес". Кто знает, сколько в этих словах доли правды, но объективно, многие актеры отдают сцене часть жизни, эмоции и чувства. А энергия, как известно из точных наук, никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое. В этом таинство театра. Несколько лет назад мы ремонтировали подмостки сцены. Старые актеры просили на память кусочки покрытия, говоря, что жизнь прошла именно здесь, в театре.
- Чем порадуете зрителей в новом сезоне?
- Прошедший период был для нас достаточно сложным. Труппа хорошо поработала - подготовили 4 новые постановки. Скоро едем в Москву на гастроли к, можно сказать театральным "родственникам". Ведь Федор Волков основа 3 театра - первый в Ярославле, второй в Москве - Государственный Академический Малый Театр и третий в Санкт -Петербурге - Александринка. Так что, наши контакты с Ю. М. Соломиным (Малый театр)будут иметь только тенденцию к развитию. Добавлю, что для нас - это приглашение большая честь. Прошедший год был периодом перехода из ведомства Агентства по кинематографии в юрисдикцию Министерство культуры. Возможно, что этим и объясняется мое зависшее положение в ранге и.о.
Разработан творческий план до 2010 года, когда состоится 1000-летний юбилей Ярославля. Труппа готовится к юбилеям А.П.Чехова и Н.В.Гоголя. В репертуарных планах новые постановки по произведениям классиков. Намечено издательство книги о театре - до сих пор ничего подобного не издавалось. В гастрольных планах - Америка и Чехия.
25 сентября состоится значительное событие для артистической общественности - открытие IX Волковского театрального фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения народного артиста СССР, Лауреата Государственных премий СССР и РСФСР, режиссера и педагога Ф. Е. Шишигина. Состоится вручение премий Правительства РФ имени Федора Волкова лауреатам 2008 года - Лохову Дмитрию Александровичу - художественному руководителю государственного учреждения культуры "Архангельский Областной Театр Кукол", государственному учреждению культуры "Саратовский академический театр оперы и балета " и государственному учреждению культуры "Оренбургский государственный областной драматический театр им. М.Горького". До 5 октября 2008г. ярославцы будут находиться в эпицентре актерского мастерства, и провинциальные театры покажут лучшие спектакли, созданные по произведениям русской классики. 

Еще на эту тему:

Вячеслав Бутусов: важно поступать по совести

Память о Рэме Юстинове

Вечер поэтессы Ирины Бариновой

Академик реставрации

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: