Керамист Евгений Смирнов из Ярославля

Главная
Рубрика: ПалитраКультурные ценности, мироощущения
Автор публикации: Виктория Соцкова

Опубликовано: 27/02/2007 16:41

 Керамист Евгений Смирнов из Ярославля

Не боги .., а Смирновы

Тот гончар, что слепил чаши наших голов,

Превзошел в своем деле любых мастеров.

Над столом бытия опрокинул он чашу

И страстями наполнил ее до краев.

Омар Хайям

Древний восточный мудрец, Омар Хайям, наверное, был первым, кто осмелился провести аналогию божественного промысла с творчеством ремесленника. Кто его знает, из чего  действительно Всевышний сделал первого человека? Но ясно одно: без божьей искры– таланта – сегодня гончару или, как иногда говорят, керамисту, на рынке труда делать нечего. Без пафоса – труд ремесленника, работающего с уникальным природным материалом, смело можно приравнять к изысканному творчеству. Разве не чудо, когда из бесформенной массы под руками мастера появляется вещь, служащая для пользы и украшающая быт? В век сплошной механики, где все поставлено на поток бездушными машинами-автоматами, кудесники бытового волшебства являются некими хранителями вековой мудрости. Они знают, как сделать глину «живой». Произведения их творчества рождаются в результате вдохновения, потом их ожидает непростой путь превращения из воображаемой мысли в реальность с ценником. Пройдя горнило, замысел автора обретает законченный внешний вид, краски – начинают буйствовать эклектикой - выдавать оттенки и переливы, а формы – демонстрировать либо изящество дизайна, либо промахи конструкции. Только опыт, упорство и мастерство покоряют глину. Среди Смирновых есть умелец, который уже четверть века профессионально увлекается керамикой, - Евгений Викторович Смирнов.

Он родился в Любимском районе Ярославской области в многодетной семье, как это говорят сейчас, потомственных крестьян. Рисовать начал с детства: нравилось вы-

водить на бумаге то, что видел вокруг. Чертил фигурки везде, даже на газетных полях. До четвертого класса была школа, потом – интернат. Поступил в Ярославское художественное училище только со второго захода. В 8-ом классе не попал в число учащихся, но первая неудача в подростковом возрасте не отвернула его от цели стать художником. После окончания десятилетки Евгений стал студентом ЯХУ. В годы учебы увлекался любимой графикой. Но однажды увидел, как работает реставратор Алексей Егоров. На молодого человека произвела сильное впечатление обстановка мастерской: горстки каких-то порошков, краски, что-то смешивается, а после обжига появляется вещь, которую и не угадать было на начальном этапе. Просто алхимия какая-то! И на самом деле керамика представляет собой симбиоз творчества и производственного процесса, и даже достижений науки.

В период учебы, как по канонам эйнштейновской теории относительности, время для Смирнова словно спрессовалось. Он учится, успевает отслужить в армии артиллеристом, женится, на свет появляются трое погодков - две дочери и сын. После окончания училища он стал работать инженером в конструкторском бюро управления местной промышленности по разработке сувениров. В творческих изысканиях недостатка не было, но в материальном плане наблюдался дефицит: 120-ти рублей для семьи из 5 человек явно не хватало. Пришлось искать заработок солиднее. Повезло: на Норском керамическом заводе было решено начать производство товаров на- родного потребления. Работу цеха налаживали с нуля. Там он познакомился с Л.И. Качаловым, В.В. Разживиным, Ю. Н. Золотовым. Леонид Иванович Качалов и стал для Евгения первым учителем керамики. Старт в профессию керамиста был дан, и 12 лет прошли на заводе. Потом пришла перестройка, хотя ее и не звали, и жизнь пошла по другому руслу.

В начале 90-х годов наступило время, когда многие сломя голову бросились в рыночное море. В свободное плавание отправился и Смирнов. Результатом этот шага стало ЧП «Ярославский изразец»: с единомышленниками организовал производство художественной керамики. В этом помог опыт, полученный на заводе.

Сохранить очаг, по мнению Евгения Викторовича, получилось не только потому, что для него имели значение заложенные еще в крестьянском детстве нравственные критерии, но и жизненные качества супруги. Их семейная лодка не разбилась об быт, как это произошло со многими представителями его поколения, у которых то ли голова пошла кругом от проблем, то ли просто “башню снесло” от возможностей. Дети Смирнова –родителей радуют, но по стопам отца не пошли. Каждый выбрал свой жизненный путь, хотя творческие гены присутствуют у каждого – все хорошо рисуют. Есть в семье уже и внучка – прибавление «армии» Смирновых. Керамика Евгения Викторовича имеет свой стиль. Она узнаваема по оригинальным плавным изгибам в сюжетах, ласкающей глаз цветовой гамме, никаких резких «выбросов» в пространство, керамика словно лучится энергетикой природного качества и духовностью творческого замысла. Даже на небольшой изразец хочется все время смотреть -дарит настроение. Кроме того,керамические изделия утилитарны, экологичны и украшают мир вокруг нас.Смирнов – участник областных и всероссийских выставок. Первое признание как художник- керамист  получил в 1994 году – это золотая медаль «За развитие народных промыслов». Выставлял свои работы на мероприятии Ремесленной палаты «Ремесла в современном мире» - получил благодарственное письмо. Был отмечен в традиционном всероссийском конкурсе «Ратные поля в народном искусстве –  Куликово поле». В 2005 году получил 1 место в городском конкурсе «Мастер – золотые руки», в 2006 году – демонстрировал работы в конкурсе «Ярославский сувенир». Получил диплом с выставки в Белгороде, посвященной 300-летию со дня рождения святителя Иоасафа, епископа Белгорода. Мэрия Ярославля не раз награждала Смирнова дипломами за оригинальный дизайн изделий с символикой города.

Есть в его работе и трудности, они являются общими для ремесленников: часто их искусство используют в своих целях, не проработаны до конца вопросы, касающиеся авторства замысла. Многие русские народные промыслы держатся на энтузиастах. Бизнес не стремится помогать умельцам, а лишь эксплуатирует их идеи.

Часто деньги вкладываются в раскрученные бренды, а истинные мастера российской глубинки при таком подходе к традиционным промыслам скоро окажутся в положении могикан. Недавно Евгений Смирнов решил, что нужно «оформить» отношения с искусством, и подал документы на вступление в Союз художников России. В этом есть своя логика: ведь не Боги же горшки обжигают, а обычные люди, которым, кроме творческого горения, морального удовлетворения и материальной компенсации за мастерство, необходима еще оценка коллег, и даже свои зрители. Поскольку метаморфозы с глиной – это настоящее действо. И неизвестно, кто играет в этом спектакле главную роль: мастер, в руках которого глина, или комок природной субстанции, повелевающий задумками ремесленника и диктующий своими свойствами форму?

Виктория Соцкова,

Газета «СмирновЪ»2007г., февраль, № 1(38)

Еще на эту тему: 

Фокусы частного Джона. Ярославский музей «Музыка и время»

 Александр Смирнов-Панфилов: нужно правильно понимать смирение”


Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: