Кто остановит рост стоимости жизни?

Главная
Рубрика: ПалитраЗеркало державы
Автор публикации: Андрей Смирнов

Опубликовано: 17/04/2013 17:53

Кто остановит рост стоимости жизни?

Владимир Денисенко, председатель  «Общества защиты прав потребителей  города Хабаровска» считает, нужно иметь рычаги влияния на  монополистов, чтобы  обуздать рост цен и тарифов.

 Пока не получим возможность влиять на поведение монопольных структур, рост цен и тарифов будет продолжаться - считает председатель общественной организации "Общество защиты прав потребителей города Хабаровска" Владимир Денисенко. Как член Общественно-консультативного совета при УФАС России по Хабаровскому краю он внес несколько предложений по усилению роли общества в антимонопольном регулировании.

Торговых точек много, но цены на товары не падают, а качество обслуживания не улучшается. Пассажирского автотранспорта в избытке, но и здесь похожая ситуация. Жилищное строительство на подъеме, а стоимость квадратного метра не падает. Банки - на каждом шагу, да процентные ставки по кредитам зашкаливают. И так везде. «В чем проблема?» - задается вопросом Владимир Денисенко. Неверно сформулирована стратегия. Конкуренция не цель, а инструмент развития. Цель - повышение уровня жизни за счет конкуренции. Перед органами власти поставлены задачи по увеличению количественных и объемных показателей, но не по сдерживанию роста цен и тарифов. Действия властных структур ориентировано на реализацию проектов и программ, но министерства или ведомства не отвечают за тарифообразование, которое отдано на откуп бизнесу. Отсюда недовольство потребителей. Они не могут разобраться - почему государственное регулирование сводится только к повышению тарифов на электричество, тепло, газ. В таких условиях невозможно оценить эффективность ни власти, ни бизнеса.


Например, оценку «отлично» можно ставить, если в течение трех лет стоимость хлеба не менялась. Ведь конкуренция не ради конкуренции, а для удовлетворения спроса населения. За 20 лет психология государственного управления осталась прежней. В программе развития конкуренции поставлена задача - охватить конкуренцией отрасли экономики. Вот и охватываем. Например, образование. Непонятно, кто там с кем конкурирует в условиях обязательного исполнения государственных стандартов. В том, что стандарты не везде исполняются, замалчивается, но в оценки эффективности вузов включен средний бал абитуриентов по ЕГЭ. Им измеряют конкуренцию? Мой внук учился в сельской школе и числился в отличниках. Перебрался в город и стал двоечником. Вопрос зачисления в вуз для него решается в зависимости от количественного показателя ЕГЭ в баллах. 

По данным статистики, доля государства в экономике превысила 50 процентов. Насколько объективен процесс доминирования государства в развитии конкуренции? - спрашивает Владимир Денисенко. Бизнес обвиняет местные органы власти в дисбалансе рынков. Для муниципальных предприятий аренда площадей дешевле, задействован административный ресурс. Госкорпорациям предоставляются неограниченные возможности. Анализируя ситуацию в отраслях, убеждаешься - государство способно быть эффективным собственником. Для потребителей важен результат.

В развитых странах имеет место процесс национализации, если приватизированное предприятие не справляется со своими задачами. Великобритания, например, национализировала "Водоканал". Реформа ОАО "РЖД" завершилась, да результат потребителей не устраивает. Не пора ли ставить вопрос о национализации железных дорог? Не хочет бизнес заниматься производством кирпичей, но если завод построит мэрия города Хабаровска ситуация с дефицитом стройматериалов улучшится. Для потребителей все равно кто хозяин на рынках, лишь бы жизнь становилась лучше. В приватизации заложена ложная цель - сделать всех собственниками. Мол, они лучше справятся с управлением. Однако не срослось.

Знак равенства между собственником и эффективным управленцем поставить до сих пор нельзя. Всех сделали собственниками, но заходишь в одну квартиру и видишь порядок, а в другую - бардак. Музыкантов в оркестре много, а дирижер один. Артистов в труппе много, а режиссер один. Футболистов на поле много, а тренер один. Мы так и не поняли, что эффективный управленец - штучный субъект. Собственников много, а управленцев еще надо вырастить. Нас "кашмарят" собственностью. «Течет крыша?» - это ваша ответственность. Только кто учил людей управлять?

 Приватизация прошла не под знаком повышения эффективности управления, а под флагом разрушения социализма. Граждан привязали к собственности, ограничив в передвижении по стране и создав проблемы нелегальной миграции. В регионах для них ни доступных квартир, ни арендного жилья. Привязали и к управляющим компаниям – к тем же ЖЭУ с новым статусом, которые теперь делают с жильцами, что хотят, вплоть до увода их платы за жилье в оффшоры. За рубежом УК - три управленца, нанятые собственниками для поиска бригад ремонтников по конкурсу. У нас слесари, сантехники, дворники - члены команды УК. Попробуй, предъяви к ним претензии. Захочешь избавиться от нерадивого дворника, придется менять управляющую компанию. Выстроенная система не жизнеспособна – уверен Владимир Денисенко.

Сложная ситуация в ЖКХЭтот "образ жизни" надо разделить на два части - жилищную, где конкуренция возможна, и коммунальную, где конкуренции не создать даже в обозримом будущем. В жилищной сфере сформировать компании по ремонту и обслуживанию, а в коммунальной, где сети и инфраструктура принадлежат монополиям, вести жесткое регулирование. Ведь энергетики диктуют условия только до стен, где установлены общедомовые счетчики. Дальше сфера компетенции УК, с которыми собственникам, судя по счетам за ОДН, договорится трудно. Положение меняется, но медленно и не уверенно. "Хабаровсккрайгаз" отказался сотрудничать с УК, но потому что не может им доверить газовое оборудование внутри домов по условиям безопасности. Связисты расстались со своими доходами с появлением на рынке операторов сотовой связи. Давно ли они брали по 6000 рублей с потребителя за “подключение двух проводов”?

Что касается других монополистов, нужен закон о замораживании тарифов, который лежит в Госдуме РФ пять лет. Предлагается зафиксировать тарифы на срок до трех лет, а потом смотреть - монопольная структура с прибылью или в убытках? Оказалась не рентабельной - повысить тариф, а прибыльной - предложить реализацию своих инвестиционных программ не за счет потребителей, а за кредиты коммерческих банков. Монополист повышает тариф, не занимаясь снижением издержек и модернизаций, получая при этом миллиардные прибыли. В результате богатые становятся богаче, а бедные – беднее. Отсюда провал федеральной программы развития конкуренции. Богатеть монополисты должны за счет модернизации и повышения эффективности управления, а они отгородились от потребителей "высоким забором" в форме коммерческой тайны.

Общество отстранено от влияния на формирование тарифов. Комитет по ценам и тарифам работает по правилам ФСТ РФ, а правила же пишут сами монополисты, о чем потребители узнают из газет. В тариф закладывается воровство, страхование, материальное поощрение, содержание детей в детсадах, санаторное лечение менеджеров. Сам стал свидетелем, как связисты в период разгула деятельности “металлистов” предлагали учитывать свои издержки в объеме 40 километров сворованного дорогостоящего кабеля – констатирует Владимир Денисенко. Не допустит правительство экспертов общественных организаций к расчетам монополий, рост цен и тарифов сделает государство неконкурентоспособным.

  Необходимо менять стратегию развития конкуренции такчтобы быть монополистом было невыгодно. В России же монополист - почетный статус, обеспечивающий высокие прибыли. В противном случае, он не станет рекламировать свое "национальное достояние". За рубежом, чтобы не занимать долю на рынке более 10 процентов, компании идут на продажу акций и создание конкурентов своими руками. За доминирующее положение там приходится платить высокую цену. Чтобы общество могло осуществлять надзор за монопольными структурами, при профильных министерствах и ведомствах надо создавать не консультативные, а координационные советы, с чем уже согласился губернатор Хабаровского края. Трудно представить себе Совет, влияющий на решения министра ЖКХ. Или Совет при председателе комитета по ценам и тарифам правительства края.

 Но кто тогда потребует от монополиста вместо расчетов повышения тарифов расчеты снижения производственных затрат? Общество должно осуществлять контроль или надзор? Вопрос не праздный в условиях ограничения числа проверок хозсубъектов. Контроль осуществляется в соответствии с графиком и правилами. Надзор можно сравнить с дежурством постовых на дороге. Подсмотрел нарушение закона - заставил исправиться. Не случайно главный санитарный врач России предложил утвердить для Роспотребнадзора как контрольные, так и надзорные функции. Очевидно, что контроль в торговле, на транспорте или в коммунальной сфере малоэффективен. Общество нуждается в защите от монополий, препятствующих повышению уровня жизни граждан и социально-экономическому развитию регионов – сделал вывод Владимир Денисенко.

Андрей СМИРНОВ, Хабаровск. 

 

        

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: