Выставка в ЯХМ: НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА. ВОЙНА

Главная
Рубрика: Пресс-релизы
Автор публикации: ЯХМ

Опубликовано: 25/07/2014 19:34

НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА. ВОЙНА 

К 100-летию Первой мировой войны Ярославский художественный музей впервые показывает знаменитую работу выдающейся художницы русского авангарда Н.С. Гончаровой цикл «Война» 1914 года из своего собрания.

События Первой мировой войны нашли яркое отражение в художественном творчестве. С первых месяцев 1914 года в России устраиваются патриотические выставки, сотнями издаваться открытки, плакаты, лубки на военную тему. Неожиданное и глубокое осмысление событий предложили художники-авангардисты Н.С. Гончарова, А.В. Лентулов, К.С. Малевич, О.В. Розанова, П.Н. Филонов, которые не только отражали реалии времени, но создали настоящие шедевры искусства, стремясь к мифо- и формотворчеству.

Альбом Н.С. Гончаровой «Война» – одна из первых художественных и самых значительных работ, посвященных Первой мировой войне. Художница, продолжая традиции мирового искусства (Ф. Гойя «Бедствия войны»), не иллюстрирует конкретные военные события, а показывает войну как Апокалипсис, мировую катастрофу. Цикл имеет второе, более точное название «Мистические образы войны». Он включает 14 литографий, объединенных одной темой, изображением некоего героического действа вселенского масштаба, в котором принимают участие страны, воины, исторические личности, образы христианской мифологии, оживленные общекультурные и геральдические символы. Не случайно для цикла выбрана черно-белая гамма, которая не отвлекает от сути и позволяет передать множество эмоциональных и смысловых нюансов: борьбу, драматизм, свет небес, тьму ада. Стилистика рисунка, опирающегося на неопримитивизм, позволяет условным лаконичным языком говорить о нравственных и духовных ценностях человеческого бытия.

Наталья Сергеевна Гончарова (1881–1962) – представительница искусства авангарда в России начала 1910-х годов, внесшая значительный вклад в его развитие. Она принадлежала к дворянскому роду Гончаровых, приходилась правнучатой племянницей жене А.С. Пушкина, Наталье Николаевне, в девичестве Гончаровой. Н.С. Гончарова училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–1909) в скульптурном классе П.П. Трубецкого, С.М. Волнухина, на живописном отделении у К.А. Коровина. В 1900–1901 познакомилась со своим будущим мужем художником М.Ф. Ларионовым. С 1906 принимала участие во всех значительных выставках современного искусства в России. Совместно с М.Ф. Ларионовым организовала и участвовала в выставках «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1914), «№ 4». Входила в мюнхенское объединение «Синий всадник». Работала художником для Русских сезонов С.П. Дягилева в Париже. С 1915 года жила во Франции.

Творчество Н.С. Гончаровой, одной из «амазонок авангарда», поражает своей яркостью и мощью по количеству выполненных работ, их масштабу и энергетической силе. Стоя у истоков искусства авангарда, художница создала свой неповторимый стиль, вобравший в себя элементы кубизма, футуризма, неопримитива. Она успешно работала в разных видах искусства как живописец, график, сценограф, книжный иллюстратор. Присущая всему творчеству Гончаровой глубина обобщения позволяет рассматривать  ее работу 1914 года «Мистические образы войны» не только в историческом контексте, но как актуальное переживание, непреходящее по значимости предостережение человечеству.

Выражаем благодарность Костромскому историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику за участие в  выставке, предоставление живописного полотна кисти Н.С. Гончаровой «Дева на звере» (1909) и расширение представления о творчестве художника.

 Куратор выставки – Татьяна Лебедева, кандидат культурологии, главный хранитель ЯХМ

Марина ПолывянаяПресс-служба ЯХМ

Российское информационное агенство  Национальный альянс"

Еще на эту тему:России и Англия: неформальный диалог музейщиков

Выставка «Похвала Богоматери»

Музей зарубежного искусства в Ярославле ждет посетителей

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: