Нить судьбы в «Последнем сроке»

Главная
Рубрика: ПалитраКультурные ценности, мироощущения
Автор публикации: Виктория Соцкова

Опубликовано: 16/04/2015 12:15

Нить судьбы в «Последнем сроке»

16.04.2015.  на сцене  театра  драмы им. Федора Волкова в Ярославле постановка по произведению «Последний срок» выдающегося мастера русской прозы  Валентина Распутина затронула сердца и потревожила души.

 Представил спектакль режиссер Валерий Кириллов, народный артист России.  Он высоко оценил глубину драматизма произведения, сказал, что финал постановки был скорректирован, после известия об уходе из жизни великого прозаика.

Произведения  Валентина Распутина велики раскрытием  смысла российского менталитета,  полны общечеловеческим понятиями, через надрыв эмоций заставляют задуматься, как  из бытовых эпизодов вырисовывается судьба человека Сюжеты – это трафареты, каждый может подставить личное в шаблон и оценить, чтобы он сделал, как бы отреагировал. «Последний срок»  создан не на потребу или  в угоду гламуру, а сделать каждого добрее, развернуть человека к  пониманию бытия,  значимости родственных связей, любви к матери и того, что человека отличает от животного.

Камерный показ позволяет зрителям проникнуться  событиями постановки. Действо вызывает  спектр эмоций – грусть от раздоров родни,  страх  старости или смерти, побуждение переоценки жизни. В этом весь Распутин: умел простыми словами, незамысловатостью сюжета потрясти до глубины души.

 Режиссеру удалось  найти нужный ракурс   темы,  уникальный формат воплощения идеи. Незамысловатый фон обрамляет многослойность незатянутых сюжетных линий, что не отвлекает от главного, горькие «пилюли» понимания сути сюжета «заедаются» смехом. Канва повествования соединяется  «зигзагами» смешного и трагичного.  Правда  отношений родни  вскрывается  как нарыв от ножа хирурга –  больно, но необходимо.  

Через постановку проходит ряд метафор – «человек живет – как птица», «сердце – полет крыльев», а «жизнь – нить судьбы, которую прядет каждый сам для себя». О чем думает умирающий человек? Может о том, как полетел  бы птицей вольной на свободу  от небытия, к природе, которая вечна в отличие от нас? Каждый сам ответит на этот вопрос, когда придет его час. Как поступает  сын или дочь, когда мать становится немощной, избавляется ли он нее или ухаживает? Распутин  словом бьет под дых, а постановка детально исследует  эту тему.

Зрители прониклись сюжетом постановки,  некоторые – смахивали слезы.  Показалось,  антракт был излишним, лучше было не прерываться.

Социальная ценность спектакля в том, что он помогает увидеть скрытое, подтекст. Зрителя  эмоционально встряхнули,  «прогнали» сквозь  «строй» драмы обычной жизни.

Спектакль нужно «прописывать» для просмотра  старшеклассникам, чтобы  вступая в самостоятельную жизнь, они ориентировались не на виртуальный мир, а на реальность. Большинство поколения последних  20-ти лет, заражено потребительский «вирусом», ленью и неискренностью,  бездарно тратится невосполнимый ресурс – время жизни. Постановка обращает  внимание  тех, кто еще в состоянии это осознать, что  же такое жизнь и  уход их нее. Спектакль  воспитывает зрителя. Это сейчас необходимо российскому обществу, нужна встряска и вектор развития. 

Валерий Кириллов смог удержать высокую планку прозы Валентина Распутина, не отодвинул автора на второй план  режиссерским воплощением  сюжета в постановке. Спасибо. Это сейчас редкость.

PS: Редакция обратилась в Минкульт  РФ с предложением рекомендовать данную постановку для  бесплатного просмотра старшеклассникам, выпускникам училищ и техникумов, студентам,  кадетам, призывникам. Это воспитывающий личность  спектакль и за эту  воспитательную функцию театру должно платить государство, которое перестало воспитывать молодежь, да и учить  толком тоже перестало. 

Виктория Соцкова

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Еще на эту тему: Социальный проект театра им. Ф. Волкова и МХТ им. А.Чехова

Интервью с Алексеем Ивановым, и.о. директора театра русской драмы им.Ф.Волкова

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: