Придется менять чиновников, если те не приведут мосты в порядок.

Главная
Рубрика: ПалитраЗеркало державы
Автор публикации: Т. Александрова, Л. Глыбина, Г.Григоренко, А. Парфененко, В.Соцкова, А.Теплов

Опубликовано: 01/07/2010 15:59

Общественно-политическая газета "Президент" № 4 (256) от 1-7 июля 2010 г.

Придется менять чиновников, если те не приведут мосты в порядок.
Президент дал поручение проверить состояние крупных мостов. Корреспонденты нашей газеты обошли многие из них и обнаружили слабые места.
Саратов и Ульяновск: благополучные родственники
"Пляшущий" объект возводило саратовское ОАО "Волгомост". Осенью 2009-го оно завершило сразу три перехода через крупнейшую реку европейской части страны: в Волгограде, под Саратовом и в Ульяновске. На своей территории мост сдавали через шесть дней после волгоградского. Технологии применялись одни и те же. Однако, как утверждают специалисты, у саратовцев причин для беспокойства быть не должно. "Здесь совершенно другая роза ветров, кроме того, сооружение находится под постоянным контролем", - говорит пресс-секретарь областного министерства транспорта и дорожного хозяйства Алексей Корж.
Мост у села Пристанное, являющийся частью объездной дороги вокруг агломерации Саратова и Энгельса, строился с 1991 года. Первая очередь была сдана еще в 2000-м. Общая протяженность перехода - 12760 метров. С момента ввода в эксплуатацию 16 октября 2009 года второй очереди движение не прерывалось.
Открытый полгода назад в присутствии президента ульяновский мост (длина 5825 метров) служит с полной нагрузкой. В сутки по нему проходит до 40 тыс. автомобилей. В мае в связи с волгоградским инцидентом было произведено дополнительное обследование. Специалисты не выявили повреждений ни в несущих конструкциях, ни в дорожном полотне. При проектировании модель сооружения прошла испытания в аэродинамической трубе, отмечается в экспертном отчете губернатору области Сергею Морозову.
В этом году начнется строительство второй очереди. Уже проведена государственная экспертиза проектно-сметной документации, получено положительное заключение. Ориентировочная стоимость объекта 0,9 млрд руб., завершение работ - 2011 год. В комплекс войдут подъездные дороги и второй ярус, предназначенный для скоростного трамвая.
Кострома: вода точит опоры
Не вызывает беспокойства и сданный в эксплуатацию в 2006 году "Юбилейный" мост через Волгу в Ярославле, чего нельзя сказать о его собрате в Костроме, соединяющем левобережную часть города (порядка 215 тысяч жителей) с правобережной (65 тысяч). Четыре года назад произошел разрыв деформационного шва и через образовавшуюся трещину любой желающий мог наблюдать великую русскую реку с высоты 22 метров. ЧП едва не привело к панике, но пробоину быстро заделали и об инциденте забыли. Капитального же ремонта моста, построенного в 1970 году, не было уже более десяти лет.
Специалисты Саратовского института "Проектмостконструкция", проводившего обследование сооружения в 2008-м, оценили стоимость ремонта в 500 млн рублей. Но региональные власти смогли найти лишь 28 миллионов, необходимых на разработку проекта. Мостостроитель Нина Шестопалова уверена, что если не принять срочные меры, эксплуатационный ресурс сооружения будет исчерпан уже к 2015 году. Объясняет это так: при возведении не учитывалось, что скапливающаяся на мосту вода через деформационные швы будет капать на опоры, постепенно их размывая. Кроме того, вряд ли кто предполагал, что за 40 лет поток автотранспорта увеличится в разы.
Генеральным планом развития города до 2025 года предусмотрено строительство объездной дороги вокруг Костромы и второго моста через Волгу. Это значительно снизит нагрузку на существующую переправу. Вопрос: достоит ли мост до реализации задуманного?
Иркутск: долгострой в подарок
Новый, третий по счету, мост через Ангару в Иркутске, призванный спасти город от пробок, считается долгостроем. Начатый в 1999-м, объект планировали сдать в 2006-м. Но в 2002 году дорожная служба прекратила финансирование. Сроки окончания работ неоднократно переносились, в октябре 2007-го удалось открыть одностороннее движение, с правого берега на левый. Эксплуатация сооружения в обоих направлениях началась лишь в декабре прошлого года.
Мост в Иркутске строили по технологиям, ранее в Сибири не применявшимся. Сложная схема создания надводной части называется навесным бетонированием. При правильной эксплуатации, как заверяют специалисты, он прослужит сто, а может, и больше лет.
Масштабное испытание сооружения на прочность прошло в ноябре 2008-го. Восемь 20-тонных КамАЗов проехали через мост, делая остановки на каждом пролете. Специалисты провели необходимые замеры: прогиб, динамические колебания, деформации. Все соответствовало нормам. В августе того же года переправа выдержала другое сложное испытание - землетрясением силой до 8 баллов. Однако когда будет открыто полноценное движение, неизвестно.
Впереди строительство путепроводов и развязок. Для завершения работ требуется более 3 млрд рублей. По плану мост должен быть сдан в 2011 году, к 350-летнему юбилею Иркутска.
Владивосток: работа над ошибкой опять откладывается
Рудненский мост в столице Приморья водители проезжают со словами "Господи, пронеси!". Для пассажирских автобусов движение по нему запрещено. Но грузовики и легковушки продолжают ездить на свой страх и риск.
История сооружения была невеселой с самого начала. Четверть века назад его ухитрились построить с ошибкой в расчетах, за что в свое время главный инженер проекта сел на 15 лет строгого режима. Тем не менее неправильно построенный мост слегка "подшаманили" и ввели в эксплуатацию. Причина в том, что он крайне важен для сообщения южной и северной частей города, фактически - стратегический для Владивостока объект.
- Еще в 2001 году мост был обследован специалистами научно-исследовательского института "Ленгипротранс", высказавшими опасение в его надежности, - говорит Юрий Норкин, бывший главный архитектор Владивостока. - В 2004 году мост смотрела комиссия МЧС вместе с городскими чиновниками.
Констатировали, что износ приближается к критическому. В частности, смещены блоки перекрытия, трещины в опорах видны невооруженным глазом, микроразрывы в бетоне имеются в огромном количестве. Протекает гидроизоляция, то есть вода не уходит с бетонного покрытия по сторонам, а просачивается прямо сквозь основание, разрушая и без того ветхое сооружение:
Вопрос реконструкции рассматривается в мэрии города периодически. Деньги обещали выделить в 2004-м, потом в 2007-м. Даже конкурс объявляли. Более того, отрапортовали, что на реконструкцию выделено из бюджета 4,5 млн рублей. "Опоры просели, "подушки", на которых крепятся балки, деформируются, происходит коррозия железных частей, разрушаются тротуарные блоки, - вещал тогдашний мэр Владивостока Владимир Николаев. - Кроме того, требуется укрепить откосы, обновить леерное ограждение, произвести асфальтирование". Однако в том же 2007-м мэр некстати сел в тюрьму. В общем, стало не до моста. Надеялись, что Рудневский включат в объекты саммита АТЭС, но и здесь не повезло. Высоких гостей на окраину возить не собираются, а значит, стоять ему, как раньше. Пока не упадет. Горожане убеждены: мост рано или поздно рухнет. Причем скорее рано, чем поздно:
Тула: открыты на ремонт
В краю оружейников научились торжественно освящать мосты и путепроводы - как перед началом их строительства или ремонта, так и по окончании. Увы, в суровые и сугубо конкретные строительные нормы и правила запах елея не вписывается, а если нарушаются СНиПы, мосты и путепроводы очень быстро приходят в аварийное состояние. Сейчас в Тульской области таковых ущербных сооружений насчитывается 14. Самый знаменитый и опасный мост - в центре города Алексина. Объект стратегический: связывает левобережье Оки с промышленными районами Алексина, с Тулой, Калугой, Москвой. Построен почти 45 лет назад. Видать, мастера спешили, и в результате получился стратегический инвалид. Сколько раз приходилось его ремонтировать, не помнят даже старожилы-строители, которые, кажется, вообще не забирали своих вагончиков с окских берегов.
На днях ученый-мостостроитель, заведующий кафедрой Тульского госуниверситета Александр Трещев по просьбе властей провел замеры и установил, в частности, что прогиб мостовых профилей во время проезда транспорта составляет 20-30 см. Шарнирные соединения разрушены полностью, и если мост не усилить, часть пролетов рухнет. Притом что двигаться по нему разрешено только легковушкам со скоростью 20 км в час и с интервалом 30 метров.
Горожан успокаивает одно: рядом со старым возводится новый, изящный и на вид надежный мост. Скоро состоится стыковка пролетов. Губернатор Вячеслав Дудка заявил: движение транспорта откроется в сентябре этого года.
В областном центре тоже положение шаткое. На мосты и путепроводы Тулы ежегодно из городской казны выделяется 12 млн рублей. Притом что управление ГИБДД, проверившее все эти сооружения, для графы "техническое состояние" нашло лишь одно слово: "аварийное". Привести коммуникации в порядок на выделяемые средства нереально, дружно заявляют специалисты из муниципалитета. На сегодня администрация Тулы и управление транспорта не могут договориться даже о ремонте Демидовского моста, соединяющего крупнейшие районы областного центра.
...Намедни некий водитель грузовика с 15 тоннами в кузове проехался по мосту через пригородную речушку. Шофер остался цел, машина и груз, как ни странно, тоже. А мост исчез в речке навсегда. Отныне транспорт делает на этом направлении крюк в 30 верст.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Владимир Криворотов,
руководитель Верхне-Волжского управления Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору:
- По опыту могу предположить, что, вероятно, в Волгограде на каком-то этапе строительства или проектирования были допущены недочеты: из-за оптимизации расходов недостаточно исследован грунт, не учтены нюансы розы ветров. Нужно серьезно исследовать данный инцидент, чтобы в дальнейшем подобного не было.

Над материалом работали:
Татьяна Александрова, Лада Глыбина, Галина Григоренко,
Александр Парфененков, Виктория Соцкова, Алексей Теплов 

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: