Выставка «Императоры России» открыта в Ярославском художественном музее.

Главная
Рубрика: ПалитраКультурные ценности, мироощущения
Автор публикации: Виктория Соцкова

Опубликовано: 10/09/2013 11:17

Выставка «Императоры России» открыта в Ярославском художественном музее.

С 30 августа по 10 ноября 2013г. работает  в Ярославле выставка "Императоры России" из собрания ЯХМ, Рыбинского  музея-заповедника и частной коллекции Анатолия Лисицына, первого губернатора Ярославской области.

 Здание музея расположено в Губернаторском доме на берегу Волги. В его помещениях особая  духовная аура: здесь все, словно, пропитано историей, витает дух прошлого, стены помнят прошлое и хранят историю в настоящем. Здесь бывали августейшие гости.

Выставка «Императоры России» посвящена  400-летию Дома Романовых. Было время, когда их портреты были главными в этом доме.  Сегодня для понимания эпохи сформировали выставку из собрания произведений ЯХМ, Рыбинского  музея-заповедника и коллекции кабинетных бронзовых портретных бюстов  бывшего губернатора  Ярославской области (1991-2007г) Анатолия Лисицына. Расположена она в самой солнечной комнате, окна которой выходят на Волгу - в кабинете-библиотеке.

Традиция кабинетной скульптуры пошла в народ  из-за потребности  граждан  иметь портреты и скульптуры своих правителей у себя дома и в присутственных местах.  В августе 1823 года император  Александр I посетил Ярославль, останавливался в губернаторском доме.  Музей предоставил посетителям уникальную возможность увидеть документы-распоряжения, можно сказать, бытового плана по устройству Императора и его челяди в губернаторском доме. Каллиграфическим почерком расписан  в деталях протокол размещения сановных гостей. В экспозиции -  уникальные произведения в виде оригиналов и повторений, хранившиеся в богатых дворянских семьях, понимавших толк в искусстве

Парадные портреты для казенных учреждений  создавали при строгой цензуре, художниками высокой квалификации. Это особое художественное явление - традиции парадного портрета, считает заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе ЯХМ Алексей Федорчук. По словам Людмилы Битколовой, куратора выставки, научного сотрудника научного  экспозиционно-выставочного отдела,  в музее собран целый комплекс материалов по истории Романовых. На вставке представлены произведения с XVII века, дающие возможность познакомиться с характером императоров, увидеть  их облик, узнать о достижениях. 190 лет губернаторскому дому и время идет ему на пользу, - убеждена Битколова.

Кстати,  в собрании ЯХМ есть скульптура «Деревенская любовь», изготовленная на фабрике  Феликса Шопена в Санкт-Петербурге. Этот экспонат достался от Минкульта ярославцам при активном участии Лисицына, несмотря на то, что  владеть  произведением искусства  претендовал Русский музей.

Из коллекции Анатолия Лисицына представлено  из 11 бронзовых бюстов российских императоров, изготовленных на той же  фабрике  Шопена из "Галереи бронзовых бюстов всех российских великих князей, царей и императоров", состоявшей из 64 бюстов от Рюрика до Александра II (который и был заказчиком галереи и первым подписчиком). Позже галерею расширили до изображения последнего императора Николая II. Сегодня галерея - большая редкость и высоко ценится на мировых антикварных рынках. 

Ирина Серова,искусствовед, сотрудник Музея истории города, исследователь, автор книги «Ярославль дворянский. Мир губернаторской усадьбы и его отражение в жизни благородного общества», рассказала, что Феликсу Шопену фабрика досталась от отца в начале XIX века в упадке, сын  ее модернизировал, применил для отливки новые технологии и повел бизнес в другом формате. Большие скульптуры не прижились как вид, а вот кабинетные бюсты нашли поддержку потребителей спросом.  В 1867 году он выставил на Парижской выставке образцы своего коммерческого проекта, добавил  новые работы. Его мастера  поставили на поток изготовление  бюстов, а образцами служили  работы лучших скульпторов России и мира. В начале работы фабрика создавала бюсты для учреждений, по частным заказам, а потом  и на продажу по подписке. Первым подписчиком был император Алекcандр II.  Фабричные бюсты стали неким эталоном узнаваемости, служили патриотизму и  даже продвигали науку литья: Шопен  запатентовал метод уменьшения  размеров скульптуры до нужного размера и  впервые примененный при изготовлении  бюста Петра I. Для бюстов, например, Елизаветы Петровны и Екатерины II  вероятно послужили живописные источники.

Каждый бронзовый бюст из серии  имеет свою историю, о которой поведала искусствовед Ирина Серова. Бюст Александр I  Николай II самый последний бюст, датирован 1904 годом, является – подписным. Автор -скульптор-любитель немец Карл Кох. Прижизненных скульптурных  изображений последнего императора не сохранилось. Они только в этой серии. Кох  был личным охранником Александра II. Во время покушения на императора он себя героически проявил, обезвредил террориста студента Александра Соловьева. Вопиющим был факт, что злоумышленник смог так близко подобраться к императору. Службу охраны реформировали. За героизм  Кох был награжден  орденом Св. Владимира 4-й степени. После гибели Александра II  Кох ушел в отставку и посвятил себя искусству: создавал скульптуры, делал бюсты  Александра II и Александра  III, наиболее известен  бюст Николая II. Эта скульптура интересна еще и тем, фабрика взяла патент на 10 лет  на легальное тиражирование: на каждый бюст ставилось специальное клеймо.

 Виктория Соцкова

Еще на эту тему:

 Триумф Венеры. Ню в искусстве XVI-XXI веков

Шедевры из усадьбы Абрамцево

Айвазовский Иван Константинович –художник на все времена

Академик реставрации

Копию рамы от иконы Богоматери Казанской ЯХМ передал Казанскому женскому монастырю

 

 

 

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: