Закон «О рекламе»: изменения, особенности и «белые» пятна.

Главная
Рубрика: ПалитраЗеркало державы
Автор публикации: Виктория Соцкова

Опубликовано: 27/08/2014 14:36

Закон  «О рекламе»: изменения, особенности и «белые» пятна.

Соблюдение законности в сферах, подконтрольных  Федеральной антимонопольной службе,  затрагивает интересы  каждого. Российское законодательство своеобразное: регулярно появляются новации, при этом годами не ликвидируются пробелы, что сохраняет коррупциогенные факторы. Попробуем обозначить болевые точки и дать рекомендации.

Об это разговор с  Алексеем Ширковым, руководителем УФАС  в Ярославском регионе, и Михаилом Завьяловым, его заместителем.

Какие изменения произошли в рекламе медицинских услуг?

Михаил Завьялов:

–  С 30 июня 2014  года размещение рекламы медицинских услуг допускается любым способом и в любой форме с соблюдением положений статьи 24 Федерального закона «О рекламе», а также общих требований, предъявляемых к рекламе Федеральным законом «О рекламе».

До внесения указанных изменений реклама медицинских услуг допускалась только в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специальных печатных изданиях.

Данное ограничение к месту распространения рекламы, за исключением рекламы медицинских услуг, в настоящее время продолжает действовать в отношении рекламы лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка.

Часто в почтовые ящики попадают издания, похожие на СМИ и содержащие  отзывы людей о пользе  каких-либо препаратов или методов лечения. Законна ли  такая реклама? СМИ обязаны проверять наличие пакета документов у рекламодателя. В псевдо-СМИ никто не отвечает за содержание.

Михаил Завьялов:

– Такая реклама – это целый комплекс нарушений. Как правило, такой рекламодатель получает,  буквально, сверхприбыль  именно от масштабной рекламы. Рекомендую приносить подобную листовку в УФАС для принятия соответствующих мер.

Какие запреты действуют для продукт-плейсмента, т.е. приема скрытой  рекламы на ТВ, во время интервью, в кино и т.п.?

Михаил Завьялов:

– Законодательство продукт-плейсмент  не регулирует. Это пробел. Вся запрещенная реклама перетекла в киноиндустрию. Если идет  интервью, например, с губернатором и на столе бутылка с водой определенной фирмы, то это не скрытая реклама. Если  кто-либо рассказывает о новых методах лечения, например, зубов, и СМИ  дает некорректную  подпись интервьюэру. Например, что это сотрудник центра название, которого уже стало разрекламированным  брендом. И еще «довесок» в виде рекламного модуля этого же центра, то мы можем рассматривать это как срытую рекламу и в  комплексе, т.е. интервью и модуль. Если же о  какой-либо методике лечения рассказывает конкретный специалист, то это информация.

На региональных телеканалах и радио заметно, что реклама  идет с превышением звука, что запрещено законом. Как ФАС реагирует на это нарушение?

Михаил Завьялов:

– За всю историю УФАС не было таких дел –  нет обращений. Специфика такова, что при проверке  ТВ и радио  могут представить нам  запись в нужном звуковом формате. Поэтому рекомендую при обнаружении  по поводу таких фактов обращаться с доказательной базой  – записью  эфира с заявлением в  УФАС.

Какие рекомендации можно дать СМИ?

Михаил Завьялов:

– По рекламе лекарственных препаратов и медицинских изделий неспециализированным СМИ лучше разделить их на две группы: препараты, отпускаемые по рецепту, и медицинские изделия по спецпоказаниям и все остальные. Если это лекарственный препарат, отпускаемый по рецепту, медицинское изделие для специального использования, то лучше и не пытаться обойти закон, допускающий данную рекламу только в специальных печатных изданиях.

 Реклама подстерегает везде: в листовках, на асфальте, стенах  на транспорте, в интернете на порталах, не являющихся СМИ, скидочных купонах, счетах за ЖКХ, билетах в транспорте и т.д. Кто следит за  этим рекламным хаосом?

Михаил Завьялов:

– Содержание рекламы – это  сфера  УФАС и требование к контролю едины, независимо от носителя рекламы. Размещение наружной рекламы  – это компетенция органов местного самоуправления и регулируется соответствующими нормативными актами органов местного самоуправления. К примеру, листовки на подъездах – это  компетенция мэрии. Реклама наркотических смесей запрещена и поиск ее распространителей – компетенция правоохранительных органов.

  – В жизни россиян много проблем. В обществе наблюдается рост случаев суицида. В депрессивность также вгоняет и агрессивная реклама похоронных услуг. Насколько этичная такая реклама? В ряде государств  реклама такого вида деятельности запрещена вообще.

Михаил Завьялов:

– К нам поступали обращение на эту тему. Запрещается реклама, противоречащая нормам морали. Это  определяется экспертами Общественного совета при УФС.  По сути – этот специфический бизнес, как и любой другой, находится в конкурентной среде и должен себя рекламировать в рамках закона. Важно не переходить грани здравого смысла и общепринятых норм морали.

Каким образом формируется Общественный совет?

Алексей Ширков:

–  Мы информирует о формировании Совета на своем сайте по приказу ФАС России. Окончательное решение принимается  в декабре, и состав утверждается ФАС России.

–  Какие нарушения в регионе можно отнести к системным?

Алексей  Ширков:

–  Сейчас многие СМИ имеют специалистов по рекламе. Поэтому, если и бывают нарушения, то они не  умышленные. Это скорее отсутствие компетенции или мониторинга новаций законодательства. А вот ситуация с размещением рекламных конструкций  вызывает много вопросов. Комитет по рекламе мэрии города определяет места и выдает разрешения на установку билбордов, а мы контролируем порядок выдачи разрешений и места. На протяжении десятилетий в городе не сформулирован прозрачный и понятный порядок выдачи разрешений. Поэтому после выдачи разрешений возникают проблемы у рекламораспространителей, так как мы выдаем предписания по их устранению.

Это умысел или непрофессионализм?

Алексей Ширков: 

– Трудно сказать. Есть нарушения технического порядка, которые  при  обнаружении устраняются. Но отсутствие четкого порядка, систематизирующего всю цепочку взаимоотношений, и отсутствие  прозрачности создают немало проблем. Места под билборды выставляются  на аукцион.  Нет положения, нет схемы размещения рекламных конструкций, все рекламные конструкции вне оборота.  Во Фрунзенском районе Ярославля  более 50 рекламных конструкций были признаны незаконными при согласовании с органами ГИБДД, т.к. не соответствуют требованиям безопасности движения транспорта. Если конструкция признана незаконной то, после соблюдения ряда юридических процедур владелец рекламной конструкции или собственник земельного участка обязан ее демонтировать. Это уже финансовая составляющая. Кто  должен платить за это? Этот вопрос не отрегулирован.

Михаил Завьялов:

  –  Проблемный блок по нарушениям – это реклама медицинской сферы, банковских услуг, нарушения при проведении акций с вручением призов за приобретенный товар. В целом ярославские СМИ  ответственно относятся к замечаниям по рекламе, устраняют их.

Что происходит в сфере такси? Почему идет реклама  единой диспетчерской службы, и нет таксопарка? Фактически, отсутствует выбор и присутствует картельный сговор. Кроме того, диспетчерская служба, находится  далеко за пределами Ярославля, никто не контролирует  техническое состояние автомобиля и  физическое   –  водителя.

Алексей Ширков:

–  Проблема в этой сфере  вытекает из несовершенства федерального законодательства. В нынешнем году мы занимались пассажирскими перевозками маршрутными такси по области, в том числе по Рыбинску. Многие вопросы упорядочили. УФАС участвовало в заседании, проведенном  по инициативе уполномоченного по правам предпринимателей  в регионе,  по формулированию поправок в закон о такси. Диспетчерские службы не попадают под действие закона о такси  де-юро, а де-факто  –  они есть и работают как такси. Это сетевой принцип ведения бизнеса, как и в случаях с торговыми сетями.

Михаил Завьялов:

–  Считаю, что на законодательном уровне необходимо сделать лицензирование такси прозрачным. Когда появились диспетчерские службы? Когда возник закон о лицензировании этого вида деятельности. Так сказать, это ответ бизнеса законодателям. Мы видим, кто и как выходит из-под контроля, обобщаем информацию и вносим предложения по совершенствованию  законодательства.

Виктория Соцкова

От редакции: Темы, затронутые в разговоре серьезные. Требуется комментарий  законодателей и правоохранительных органов: на лицо ряд пробелов  в законах на местном и федеральном уровнях. Отсутствие прозрачности  является порочной составляющей коррупции. Наносится ущерб бюджету и репутации всей государственной системе управления. Госмашина неэффективно отрабатывает общественные средства. А значит и наши с вами налоги. Поэтому мы продолжим разговор на эту тему.

Российское информационное агентство «Национальный альянс» 

Еще на эту тему:Ярославское УФАС в эфире радиостанции «Волга»

Бездействие мэрии Ярославля оценено УФАС в 18 дел.

Совет по электроэнергетике в Ярославском УФАС.

Проект «Общественный аудит»

Александр Смирнов, ЗАО «Институт «Стройпроект»:специалиста нужно выслушивать

Смс- реклама без согласия абонента – штраф 100 тысяч рублей

Жалоба ООО «Радострой» признана необоснованной

ОАО "Ярославльводоканал" ущемил интересы собственников

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: