I Часть. Начало. Христианский миф и религии Солнца: критическая оценка на фоне смены эпох.

Главная
Рубрика: ПалитраПутешествия,страны, история
Автор публикации: Радимир Строганов

Опубликовано: 16/11/2012 16:07

I Часть. Начало. Христианский миф и религии Солнца: критическая оценка на фоне смены эпох.

«Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?»

Фридрих Ницше.

Так говорил Заратустра

I

Тебя боготворят и часто даже в Боги прочат,

Ты — Иисус и Яхве: так считают почти все,

Но ты лишь Утра сын, что на исходе ночи

Является измученному путнику во сне.

Уильям Блейк. Врата Рая

 

Христианство — одна из наиболее распространенных религий мира. К её приверженцам, путь зачастую формально, относят себя миллионы людей. Однако, несмотря на устоявшийся авторитет христианской церкви, вопрос о возникновении этого учения и трансформации его в государственную религию остается до конца не выясненным.

Ключевой фигурой христианской мифологии является фигура Иисуса Христа, который есть второе лицо (ипостась) Троицы, Бог-Сын, воплотившийся среди людей. Это — Мессия, обещанный в пророчествах Ветхого Завета. Он — Спаситель, который своими крестными страданиями в себе самом исцелил повреждённую грехом человеческую природу. Но откуда мы можем почерпнуть сведения об Иисусе? Для верующих ответ прост — из Евангелий. В основных чертах история Иисуса выглядит следующим образом.

Сначала ангел известил деву Марию, что она родит Сына Божьего. Он был зачат без соития, когда святой дух сошёл на Марию. Иисус родился в городе Вифлеем. Рождение его было ознаменовано чудесным явлением: на восточной стороне небосклона зажглась яркая звезда, поплыла по небу и остановилась над Вифлеемом. Ориентируясь на звезду, три волхва, пришедшие с Востока, нашли место рождения Спасителя и поднесли ему дары, свидетельствовавшие о признании в нём Царя Иудейского [1] . Из-за гонений, начатых царём Иродом, который правил тогда Иудеей под патронатом Рима, практически сразу после своего рождения Иисус был увезен Марией и её мужем Иосифом в Египет. Там они оставались до смерти Ирода. В возрасте двенадцати лет Иисус на равных спорил со священниками в Иерусалимском храме. Далее в Евангелиях следует большой временной провал: Иисус появляется только по достижении тридцати лет. Что происходило с ним в течение этого периода неизвестно, принято считать, что он работал плотником, как и Иосиф. Иисус принимает крещение от Иоанна, прозванного за это Крестителем, в водах реки Иордан и начинает своё служение. Он путешествует по стране, проповедуя и совершая чудеса: исцеляет больных, воскрешает умерших, ходит по воде, как по суше и т.д. При этом он призывает людей к покаянию перед наступлением Царства Божьего, призывает любить ближних своих как самого себя и любить себя как творение Божие. Он требует от людей, прежде всего, всем существом своим любить Бога в постоянном покаянии, а затем и Его образ посредством причащения. У Иисуса набирается двенадцать учеников. Один из них по имени Иуда предает учителя. Он выдает его римским властям за награду в тридцать серебряных монет. С согласия римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата Иисуса осуждают на смерть и распинают на кресте. Он умирает, его погребают в пещере. Но на третий день он воскресает, является своим ученикам, а затем возносится на небо. В Евангелиях Иисус именуется «Царь царей», «Сын Божий», «Свет земной», «Альфа и Омега», «Агнец Господень», «Хлеб небесный», «Солнце правды» и т.д.

Таким образом, основные события жизни Христа — это непорочное зачатие, рождение, сопровождавшееся чудесными явлениями, крещение, учение с совершением чудес, смерть на кресте, воскресение и вознесение на небо.

Все исследователи отмечают в Евангелиях множество «тёмных» мест, а порой и противоречащих друг другу данных. Мнения исследователей по этому поводу отличаются в зависимости от того, какую сторону по отношению к христианскому учению они занимают: от утверждения, что в Евангелиях заключена не «биография» Спасителя, а только те события его земной жизни, которые позволяют убедиться в его божественной сущности, до утверждений, что нечто было сознательно скрыто от людей авторами и редакторами евангельских текстов. Впрочем, наличие «тёмных» мест можно объяснить тем, что Евангелия, согласно научным данным, были составлены не ранее второй половины I в., и, соответственно, информация могла быть уже неточной. Из этого следует, что Церковь была основана и какое-то время обходилась без них. Изначально тексты были анонимными, и авторство каждого Евангелия согласовали только во II в. Наиболее ранними источниками, упоминающими четыре канонических Евангелия, являются Апостольские правила (IV в.) и деяния Лаодикийского собора (364 г.). В этих сочинениях называются по именам авторы четырёх Евангелий: Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Евангелие от Матфея — единственная книга Нового Завета, оригинал которой был написан на еврейском, точнее — на арамейском языке, остальные написаны на греческом. Впрочем, арамейский оригинал утерян, и в канон включен греческий перевод.

Прояснить спорные моменты в жизнеописании Иисуса могли бы небиблейские свидетельства, которые, безусловно, должны сохраниться о столь необычном и выдающемся человеке. Но их практически нет. Известны упоминания о Христе у четырёх авторов, живших в то же или близкое к нему время.

1. Гай Плиний Цицилий Секунд (Плиний Младший, ок. 61 — 113) в письме к императору Траяну (письмо 96) говорит о последователях Христа:

«Они утверждали, что… в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа (Christ) как Бога».

2. Гай Светоний Транквилл (ок. 75 — 140) в своём произведении «О жизни цезарей», рассказывая о деяниях императора Клавдия, упоминает:

«Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом (Chrestus), он изгнал из Рима».

3. Публий Корнелий Тацит (ок. 58 — 117) в «Анналах» пишет:

«Нерон… подверг тягчайшим мукам людей,.. которых чернь называла христианами. Прозвание это идёт от Христа (Christis), который в правление Тиберия был предан смертной казни прокуратором Понтием Пилатом».

Но если Светоний указывает имя человека (правда, он описывает события, происходившие в Риме), то два других автора — лишь эпитет, означающий «помазанник» [2] . Кроме того, римский наместник Иудеи назывался тогда претором. Так, в Евангелии сказано, что Иисус, схваченный в Гефсиманском саду, был отправлен в преторию (Ин. 18, 33). Прокураторами наместники стали именоваться только в 50-е годы I в. н.э., и Тацит наверняка должен был знать об этом. О чудесах не упоминает никто.

4. Иосиф Флавий (Иосиф бен Матитьяху, ок. 37 — ок. 100) в своем сочинении «Иудейские древности» описывает подробности смерти Иоанна Крестителя, побиения камнями Иакова, брата Иисуса и приводит эпизоды из жизни самого Иисуса Христа, известные как «свидетельство Флавия»:

«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени».

Необходимо отметить, что в приводимом отрывке сообщается о вынесении смертного приговора Иисусу, но ничего не говорится о приведении его в исполнение.

Блаженный Иероним (342—419), цитируя Флавия, вместо слов «То был Христос» писал «Его считали Христом». В III в. философ Ориген упрекал Иосифа Флавия в том, что последний не считает Иисуса мессией, то есть Ориген не был знаком со «свидетельством Флавия» или оно в то время имело иной вид. Но в начале IV века христианский автор Евсевий уже цитирует текст «свидетельства Флавия». По всей видимости, текст был отредактирован на рубеже III и IV вв. в соответствии с христианским учением. В начале XX в. в научных кругах стал известен арабский текст «Всемирной истории», написанной епископом Агапием Манбижским и датируемой X веком, где уточняется, что Иосиф в своих трудах только передаёт слова христиан. Кроме того, если бы Иосиф действительно верил, что Иисус был мессией, то он наверняка посвятил бы ему больше строк в своём сочинении, а то и отдельную книгу.

В настоящее время принято считать, что упоминания о Христе в «Анналах» Тацита и «Иудейских древностях» Иосифа Флавия — более поздние вставки.

Дата рождения Иисуса Христа определена приблизительно. Самым ранним обычно называется 12 г. до н.э. (год прохождения кометы Галлея, которая, по некоторым предположениям, и могла быть так называемой Вифлеемской звездой), а самым поздним — 4 г. до н.э. (год смерти Ирода Великого), поскольку Иисус родился в его царствование (Мф. 2, 1).

Ирод I (ок. 73 — 4 до н.э.) — иудейский царь с 37 г. до н.э. Происходил из Идумеи — области к югу от Палестины и не был иудеем, поэтому не имел формального права на трон. Узнав о рождении «законного» царя иудейского, он повелел убить всех младенцев не старше двух лет (Мф. 2,16).

Церковь официально признает датой рождения Христа 25 декабря 1 г. н.э., а возрастом его крестной смерти — 33 года. Откуда взялась дата 25 декабря, если ни одно из Евангелий её не называет?

Ответ можно найти, проследив особенности движения Солнца по небосводу. Начиная с летнего солнцестояния (21 июня) дни становятся короче. В северном полушарии Солнце движется как бы на юг. Ежедневно оно заходит за горизонт в точке, расположенной все ближе к югу. Оно становится меньше и даёт меньше света. В полдень 22 декабря Солнце оказывается в своей самой низшей точке над горизонтом. Затем оно прекращает свое движение на юг на три дня (зимнее солнцестояние), в течение которых находится в районе созвездия Южный Крест, а 25 декабря встаёт на один градус севернее, долгота дня начинает увеличиваться. Именно в этот день самая яркая звезда на ночном небе — Сириус (? Большого Пса) располагается на одной линии с тремя наиболее яркими звёздами в созвездии Ориона, известными как «пояс Ориона». Линия, соединяющая четыре звезды и направленная под углом к горизонту, соответствует точке восхода Солнца. Образно говоря, Солнце «умирает» на три дня в районе Южного Креста («на кресте»), затем «воскресает» или «рождается» в том месте, на которое указывает звезда Сириус, расположенная на восточной стороне неба, и звёзды пояса Ориона («три царя»), «следующие» за ней, а потом «возносится» по небосклону.

Получается, что такие события жизни Христа как рождение, смерть на кресте, воскресение и вознесение, символизируют определённые явления, происходящие на небе, то есть являются астрологическими символами. Из этого следует вывод, что Иисус это Солнце, «Свет земной», а его образ — это астрологический символ. Евангелия подтверждают: Иисус — Свет миру (Ин. 9, 5), который придёт опять (Ин. 14, 3), как солнце по утрам, он воссиял, дабы просветить нас познанием славы Божией (2 Кор. 4, 4—6), когда ночь прошла, а день приблизился (Рим. 13, 12), он — рождённый свыше (Ин. 3, 3), его можно увидеть, как грядущего на облаках (Мк. 13, 26), он — сущий на небесах (Ин. 3, 13), в венце терновом (Ин. 19, 5) (т.е. с шипами — лучами). Не зря на иконах Иисус изображается с головой в центре креста.

II

Боги Греции и Египта были подобны геометрическим фигурам.

Уильям Блейк. Лаокоон

Крест в круге — символ зодиака, где круг обозначает Солнце. Крест зодиака — один из древнейших символов в истории человечества. Он отражает четыре времени года, дни солнцестояния и равноденствия.

По историческим данным еще десять тысяч лет назад люди поклонялись Солнцу, а на самом деле — гораздо ранее. Понятно, почему. Каждое утро, когда встаёт Солнце, оно приносит свет, тепло и защищает человека от холода и полной опасных хищников тьмы. Все цивилизации понимали, что без него не вырастет урожай, а жизнь на земле исчезнет. Это понимание делало Солнце самым почитаемым объектом во все времена. Солнце, как дающее и сохраняющее жизнь начало, олицетворяло собой посланника незримого Творца, Божий свет, Сияние мира, Спасителя человечества.

Солнце в течение года проходит через двенадцать созвездий. Слово «зодиак» (греч. «круг животных») возникло оттого, что созвездия первоначально связывали с образами животных. Позднее небесные явления стали отражать в виде мифов, в которых фигурировали боги и мифические герои. Другими словами, древние не только следили за солнцем и звёздами, но и персонифицировали их в мифах, объясняющих движение небесных тел.

Одно из зодиакальных созвездий — Дева (лат. Virgo). Его период приходится на август и сентябрь (24/VIII — 23/IX) — время жатвы. Название наиболее яркой звезды этого созвездия — Спика (? Девы) переводится с греческого как «колос». Ещё в египетской астрологии покровителем этого созвездия считался бог плодородия Осирис — умирающий и возрождающийся бог-«зерно». На картах звёздного неба созвездие Девы часто изображали в виде девушки с колосьями в руке, а сектор неба, соответствующий этому созвездию, называли «Дом хлеба». В свою очередь Вифлеем буквально переводится как «дом хлеба» (Бейт-Лехем). Вифлеем указывает на созвездие Девы, то есть это место на небе, а не на земле. Таким образом, сюжет о рождении Иисуса от Марии в Вифлееме, является мифом, объясняющим небесное явление: «рождение» Солнца в созвездии Девы. Имя Мария начинается на «м» и символ созвездия Девы — изменённая буква «м». Образ Девы Марии — это тоже астрологический символ, обозначающий созвездие Девы.

Но Мария, которая согласно евангельской традиции родила Иисуса, олицетворяет не только мать Солнца. Для древних, полагавших, что мир — это плоский диск, над которым нависает небесный свод, местом рождения Солнца, откуда оно выходит каждое утро, была земля. Значит, мать Солнца — Земля. Отсюда произошло понятие Мать-Земля.

В этой связи интересен греческий миф о похищении Персефоны богом подземного царства Аидом, известный по гимну, авторство которого приписывается Гомеру.

Персефона была дочерью Зевса и племянницей бога Солнца Гелиоса. Зевс обещал отдать её в жёны Аиду, но тот, прибегнув к хитрости, выкрал Персефону у матери Деметры. Видя, как сильно горюет Деметра без дочери, Зевс разрешил Персефоне проводить часть года у матери, а другую часть у мужа. Когда Персефона навещает свою мать Деметру, богиню плодородия и земледелия, наступает весна и природа расцветает. Когда она возвращается в подземное царство Аида, наступает осень, происходит увядание природы.

В этом мифе, как большинстве других, прослеживается несколько сюжетных наслоений, привнесённых в разное время. Персефона, которая то возвращается на небо, то уходит под землю, вероятно, в более ранних версиях представляла собой само Солнце, совершающее суточные и годичные перемещения. Можно сказать, что Солнце, выходя из земли на небо, открывает период сельскохозяйственных работ: Земля весной рождает Солнце. В древности рождение Солнца не отмечали до дня весеннего равноденствия (20—21 марта), с которого день становится длиннее ночи, образно говоря, силы света берут верх над силами тьмы. Древние каждый день недели посвящали одной из планет, в том числе Луне (субботу) и Солнцу (воскресенье). Не случайно Пасха празднуется в первое воскресенье (день Солнца) после весеннего полнолуния, то есть первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия.

В астрономии существует понятие прецессии. Каждый год в день весеннего равноденствия Солнце встаёт из-за горизонта в одном и том же зодиакальном секторе небесного свода. Так продолжается примерно 2150 лет. Затем Солнце перемещается в следующий сектор, в котором встаёт в течение следующих 2150 лет. Это происходит из-за медленного раскачивания оси вращения земного шара. При этом направление перемещения Солнца по созвездиям обратно годичному циклу. На то, чтобы Солнце прошло через все двенадцать зодиакальных секторов, уходит около 25750 лет [3] . Древние хорошо знали об этом. Они назвали каждый период в 2150 лет эрой. С 4300 по 2150 г. до н.э. была эра Тельца, с 2150 по  1 г. до н.э. — эра Овна, с 1 по 2150 г. н.э. продолжается нынешняя эра Рыб. Примерно с 2150 г. мы войдём в новую эру — эру Водолея.

В Ветхом Завете есть эпизод уничтожения Моисеем золотого тельца:

«И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца, и поклонились ему, и принесли ему жертвы… Итак, оставь меня, да воспламенится гнев Мой на них и истреблю их… Но Моисей стал умолять Господа… и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой… И обратился и сошёл Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения… Скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии… Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом, и бросил из рук своих скрижали, и разбил их под горою. И взял тельца, которого они сделали, и сжёг его в огне, и стёр в прах, и рассыпал по воде, и дал её пить сынам Израилевым» (Исх. 32, 7—20). После этого он приказал людям его народа убивать друг друга, чтобы очиститься.

Исследователи Библии объясняют его гнев тем, что евреи поклонялись идолу. Но если представить, что Золотой Телец — это созвездие Тельца, то приход Моисея является аллегорией наступления новой эры Овна, то есть образ Моисея — это тоже астрологический символ. Не случайно иудеи используют в ритуалах бараньи рога. Моисей не одинок: Митра убивает тельца в похожем мифе.

Данный эпизод указывает, что с наступлением новой эры человечество должно пересмотреть свои взгляды и оставить многие былые представления в прошлом.

Приход Иисуса предвещает эру, которая сменяет эру Овна — эру Рыб. Символ рыбы встречается в Новом Завете. Когда Иисус начал своё служение, то, вступив в Галилею, встретил двух рыбаков, которые последовали за ним (Мф. 4, 18). Также рассказывается, как он накормил пять тысяч человек хлебом и двумя рыбами (Мф. 14, 16—21). Поэтому не случайно, что с рождением Христа начинается отсчёт времени нашей эры, ведь эра Рыб открывает новый цикл прецессии.

В Новом Завете также много упоминаний о веках:

«Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сём веке, ни в будущем» (Мф. 12, 32).

«Враг, посеявший их (плевелы — Р.С.), есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы» (Мф. 13, 39).

«Когда сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24, 3).

«Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).

«Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестёр; или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время и в век будущей жизни вечной» (Лк. 18, 30).

(Христос — Р.С.) «…превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сём веке, но и в будущем» (Еф. 1, 21).

Здесь словосочетание «кончина века» следует понимать не в смысле продолжительности человеческой жизни, и не в смысле наступления конца света, как это принято, а как смену зодиакальной эпохи. Концепция конца света есть не что иное, как неверно понятая астрологическая аллегория.

«И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Они сказал им: вот при входе вашем в город встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдёт он, и скажите хозяину дома: "Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?" И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте» (Лк. 22, 8—12).

Это одно из самых интересных астрологических свидетельств. Человек с кувшином воды — Водолей, которого часто изображают льющим воду из кувшина. Он символизирует эпоху, следующую за эрой Рыб. Когда Солнце покидает эру Рыб, олицетворением которой служит Иисус, оно идёт в сектор Водолея.

Итак, Иисус в Новом Завете является не только олицетворением Солнца, но и символом зодиакальной эры Рыб. Ещё одно подтверждение того, что образ Иисуса астрологический символ.

В этой связи необходимо снова вспомнить о созвездии Девы. Если Рыбы открывают Платонов год, то эра Девы начинает вторую половину этого цикла. Последняя эра Девы продолжалась примерно с 12900 до 10750 г. до н.э. (13—14 тысяч лет назад). Можно предположить, что именно в эту эпоху люди заметили, что Солнце встаёт ежегодно в день весеннего равноденствия в созвездии Девы. Тогда и появился миф о рождении Солнца от Девы. Этот период длился достаточно долго, но потом Солнце вдруг сместилось в следующее созвездие, началась эра Льва. Это явление могло породить представление об уходе Солнца из созвездия-«матери» в созвездие-«мужа», более поздним вариантом которого стал греческий миф о Персефоне, Деметре и Аиде.

Таким образом, Дева Мария — это персонификация Матери-Земли, созвездия Девы и зодиакальной эры Девы. Её культ столь же древний, как и культ Солнца. У большинства цивилизаций основными являются культы Солнца и плодородия, тесно связанные между собой.

Библия содержит множество заимствований из других мифологем. Например, история Ноя и его Ковчега. Вообще, история Великого потопа встречается повсюду в древнем мире, насчитывая более двухсот упоминаний в разные периоды. Так, миф о Гильгамеше, возникший, как считается, за 2600 лет до н.э., повествует о великом потопе, который наслал на мир бог, ковчеге со спасёнными в нём животными и даже об отпущенном и вернувшемся голубе.

Заимствованы и эпизоды истории Моисея. Считается, что когда Моисей родился, его положили в корзину и спустили в реку, чтобы спасти от убийства. Его нашла и вырастила царская дочь (Исх. 2, 3—9). Эта история в точности повторяет историю Саргона Аккадского, царя Аккада и Шумера, правившего в 23162261 гг. до н.э.

Согласно легенде, мать Саргона (предполагают, что она была жрицей, которой не разрешалось иметь детей) тайно родила его и, положив новорождённого в просмолённую тростниковую корзину, пустила по реке Евфрат. Водонос Акки выловил корзину и воспитал ребенка. Саргона, ставшего садовником, полюбила богиня Иштар, которая помогла ему сделаться царём. В германо-скандинавской мифологии Зигфрида (Сигурда), сына короля, мать отправила вниз по реке, чтобы спасти от врагов. Его нашёл и воспитал кузнец, а впоследствии Зигфрид стал королём.

Моисей известен как давший закон. Однако сюжет божественной передачи закона пророку на горе встречается и в других древних культурах. Моисей — лишь один из пророков, давших закон в мифологии. В Индии Ману дал людям божественный закон; на острове Крит царь Минос взошёл на гору Дикта, где Зевс открыл ему священный закон. Из египетской мифологии известен Мисис, у которого были каменные таблички с записанным на них божьим законом. Прослеживается даже сходство имён в единой транскрипции: Manu — Minos — Misis — Moses (Ману — Минос — Мисис — Моисей).

Переносы черт одного персонажа на другого, можно найти даже внутри самой Библии. В Ветхом Завете есть история Иосифа, который словно является прототипом Иисуса: Иосиф был рождён чудесным образом, и Иисус был рождён чудесным образом; у Иосифа было 12 братьев, у Иисуса — 12 учеников; Иосифа продали за 20 серебренников, Иисуса продали за 30 серебренников; Иосифа продал брат Иуда, Иисуса продал ученик Иуда; Иосиф начал служение в возрасте 30 лет и Иисус начал служение в 30 лет [4] . Возможно, сходных черт было ещё больше, но потом их сознательно устранили.

Что касается десяти заповедей, то они заимствованы из египетской «Книги мёртвых». Душа умершего (ба), оказавшись в Зале Суда Осириса, должна была доказать, что она достойна вечности. Для этого она перечисляла, какие отрицательные поступки человек не совершил при жизни. То, что в «Книге мёртвых» записано как «я не украл» стало «не укради», «я не убил» превратилось в «не убий», «я не лгал» — «не лжесвидетельствуй» и т.д.

Библия — это смесь астрологии с теологией, как и все религиозные мифы до этого.

II

Он рождён девой. Примите это, как и аналогичный случай с Персеем.

Юстин Мартирран,раннехристианский писатель

При внимательном изучении древних культов можно найти много общего с поклонением Иисусу. Сначала следует обратиться к египетской мифологии, которая, послужила основой иудео-христианской теологии. Религиозные воззрения и культ в Древнем Египте формировались и трансформировались в течение 3,5 тысяч лет. По мере объединения Египта из разрозненных провинций в единое государство существовавший долгое время политеизм постепенно заменялся культом государственных богов. Ими стали Ра и Осирис. Ра — бог Солнца, он — Солнце в образе человека, его жизнь — иносказательные мифы, объясняющие движение солнца по небосклону. Осирис — бог плодородия и земледелия, он — зерно, которое циклически умирая и возрождаясь, избавляло людей от страха перед их собственной смертью.

Культ Осириса со временем существенно изменился. Из бога плодородия он превратился в бога мёртвых. Это отражено в мифе о рождении Гора.

Осирис, Сет и Исида были детьми бога земли Геба и богини неба Нут. Осирис получил от отца высшую власть над миром, но Сет коварно убил брата. Священный дух Неф известил Исиду, что она станет матерью «царя богов». Исида, превратившись в птицу, нашла тело брата, крыльями вдохнула в него жизнь, и без соития зачала от него сына, который должен был стать царём богов и отомстить Сету за отца. Когда Гор родился, Исида воспитывала его в тайне, поскольку Сет повсюду разыскивал его. В возрасте 30 лет Гор принял духовное посвящение от Анубиса. После предательства Тифоном Гор был убит, похоронен на три дня, а затем воскрес. После этого он начал борьбу с Сетом, в которой одержал победу, потеряв при этом один глаз. Осирис же стал богом мёртвых. В храмах Луксора изображены сцены, иллюстрирующие события из жизни Гора, а также поклонение ему. В надписях он называется многими именами, среди которых «Истина», «Свет», «Сын Бога». Глаз Гора (Веджат), который считался магическим символом, трансформировался в образ «Всевидящего ока» в масонской символике.

Борьба Света и Тьмы, борьба добра со злом — самая распространённая в мифах борьба противоположностей. В этом мифе обращает на себя внимание, во-первых, непорочное зачатие Исидой Гора от Осириса, а во-вторых, передача верховной власти от бога-отца к богу-сыну.

Культ Ра также претерпел трансформацию. Со времени Среднего царства и возвышения города Фивы, ставшего в дальнейшем столицей, почитание местного божества Амона приобрело общегосударственный характер. Ему придали черты бога Солнца Ра. Теперь имя бога читалось Амон-Ра. Но для него стали характерны свойства, не присущие Ра, — свойства завоевателя и сурового правителя. Действия царя объясняли повелениями Амона, суд также творили именем этого бога. Его называли «Царь богов», «Отец человека», «Отец и Сын в Едином», поскольку Солнце, зарождающееся на востоке, то же самое, которое светило вчера, но вместе с тем уже новое.

Частью религии был культ фараона. Он считался богом во плоти и сыном Ра, т.е. Солнца. В титул правителя входило имя бога Гора. Для народа правитель был формой правления Гора. Правитель отвечал за «маат» — сохранение порядка, справедливости и стабильности. Понятия «маат» и «царская власть» стали неразделимы. Таким образом, фараон служил скорее культовым символом, чем реальным правителем.

Одной из задач религиозного культа в Египте было сохранение непрерывности жизни. Сделать это можно было только с помощью правильного исполнения ритуалов. Ритуалами ведали жрецы. Все стороны жизни общества были наполнены ритуалами, поэтому настоящей властью над людьми обладали жрецы, а не фараоны, хотя фараон считался верховным жрецом всех богов. Жрецы представляли отдельный социальный слой.

С усилением культа Амона-Ра и приданием ему статуса государственной религии власть в стране совершенно перешла в руки жрецов Амона. Их каста становилась все более замкнутой для непосвящённых, а фараоны превратились в покорный инструмент их воли. Реакцией на это стала религиозная реформа Аменхотепа IV.

В начале XIV в. до н.э. Аменхотеп сделал объектом поклонения Атон — солнечный диск, который стал единственным богом. Поклонение «старым» богам было запрещено. Царь даже сменил имя на Эхнатон, что означало «угодный Атону», и перенёс столицу в новый город Ахетатон («дом Атона»). Атон рассматривался как божество, благодетельствующее не только Египет, но всё человечество. Причиной такого представления, вероятно, было знакомство египтян с религиями покорённых стран, особенно Сирии и Нубии, которое показало им, что другие народы также поклоняются солнечным божествам. Но период реформ был недолгим. После ранней смерти правителя все нововведения были отменены, столица вернулась в Фивы, а культ Амона-Ра достиг ещё большего могущества. Жрецы победили, сохранив память о фараоне-реформаторе, хотя его имя официально было предано проклятию.

Если рассматривать религию Египта в целом, то становится ясно, что божества, которые имели статус государственных (Амон-Ра, Гор, Атон), являлись божествами солярного типа. Поэтому неудивительно, что в более позднее время почитание египетских богов распространилось в Финикии и Сирии, где также существовали культы солнечных божеств. После походов Александра Македонского культы Гора и Исиды появились в Греции, а затем — в Риме.

В конце III

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: