Выставка «Фарфор, империя Кузнецовых» в Ярославском художественном музее.
Главная
Рубрика: Палитра ⇒ Культурные ценности, мироощущения
Автор публикации: Виктория Соцкова
Опубликовано: 21/02/2013 11:01
21 февраля 2013 года в ЯХМ открылась выставка «Фарфор, империя Кузнецовых»
21 февраля 2013 года в Ярославском художественном музее открылась экспозиция прикладного творчества «Фарфор, империя Кузнецовых» из частного собрания Ирины Красильниковой.
Двадцать лет жизни Ирины Красильниковой отдано
предметам быта. Она собрала более
полутысячи фаянсовых и фарфоровых чашек, тарелок, чайных пар, вазочек, фруктовниц,
кружек, маслёнок, табачниц, салатниц и т.д. изготовленных на 11 заводах семейного предприятия Товарищества Кузнецовых, датированных
периодом конца XIX
в начала XX
вв.
Для Красильниковой - экспозиция своеобразный выставочный дебют. И для музейщиков, привыкших
больше к изобразительным экспонатам, эта
коллекция еще один шаг к новым формам работы.
Началось все в лихие 90-е годы со случайной покупки в комиссионном магазине. Возможно, тогда Ирина не думала, что увлеченность посудой известного бренда – это уникальная возможность заполнить собственную страницу бытовой истории страны. Постепенно коллекционирование захватило. Попутно собирались сведения о фабрикантах Кузнецовых и формировался каталог, которому, по мнению автора, нет равных по объему информации о продукции, радовавшей глаз домочадцев нескольких поколений россиян.
Посуда сопровождает человека на протяжении жизни,
украшает быт, создает настроение: в
торжествах с нами - нарядная, в быту - скромная, почти у каждого есть «любимая
чашка». Фабриканты Кузнецовы производили утилитарные предметы и, можно сказать,
формировали вкус потребителя, стремились опережать мировые модные тенденции. Разнообразие эстетики
предметов экспозиции удивляет: блюдца с изображением очаровательных дам, яркие букеты
цветов на чашках, изысканные или незамысловатые формы, привлекательные мотивы –
от романтичного и куртуазного до реалистичного,
детские сюжеты, фантазийные и бытовые
сценки. Вот, например, фигурка сеятеля. Казалось, что
величественного или красивого в бородатом мужичке, в лаптях и
крестьянской косоворотке, чтобы запечатлеть его в фарфоре да еще тиражировать? Но
он и есть образ «сермяжной
России», воспетой поэтами и литераторами. В фигурке присутствует величайшее
уважение к труду, возможно, выражается
гражданская позиция имперского
капиталиста - чтобы не забывали про
основу основ государства- труженика, хлебопашеца. Это было объяснимо, ведь родоначальник
династии промышленников был удельным крестьянином Гжельской волости. И весь
бизнес Кузнецовы выстраивали трудом и упорством.
Продукция Кузнецовских
заводов пережила производителей и
несколько общественных формаций. Изделия были популярными и в среде обывателей, и более взыскательных
потребителей, шли на экспорт в том числе, в Китай.
В начале ХХ века был получен статус «Поставщиков Двора Его Императорского Величества». После революции 1917 года были национализированы и успешно работали в новом формате, выпускали продукцию под знаком уже другого времени..
Кое-где в антикварных лавках еще встречаются экземпляры, с которыми расстаются владельцы только при крайней необходимости. Вместе со временем видоизменяется не только форма и внешний вид посуды, но даже и отношение к ней. Коллекцию Красильниковой можно назвать гимном посуде.
На выставке в трех современных залах на новом выставочном оборудовании было представлено более 35 наименований 300 предметов. Оказалось, что супница может удивлять - «А зачем она нужна, ведь
есть кастрюля?» - такую фразу случайно
услышала от юной посетительницы. Скорее всего, в этой семье отсутствует традиции собираться за накрытым столом на
обед или ужин. Что, к сожаленью, стало признаком времени. А ведь супы
часть меню именно русской традиционной кухни.
Что заменяет? Фаст-фуд, перекус. Вот так и «выпадает»
из обихода супница.
Уже 20 лет отечественной потребительской культуре задает тон китайский ширпотреб, выбивающий из сознания покупателя национальную индивидуальность даже в бытовых мелочах. Нас, словно, подстраивают в прокрустово ложе интересов бизнеса более развитых стран.
Честь и хвала Ирине
Красильниковой за ее скрупулезный труд
собирательства замечательной красивой и
хрупкой коллекции, которой она поделилась. Коллекционер вовремя уловила
тенденции перемен и попыталась остановить натиск времени в сохраненных предметах империи Кузнецовых.
На торжественном открытии Красильникова поблагодарила всех, кто помогал ей в работе над собранием коллекции, формированием книги.
Экспозиция будет работать до 21 апреля.
Приходите на выставку и удивляйтесь!
Кураторы выставки – Алексей Викторович Федорчук, заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе,
Людмила Николаевна Макарова, заведующая научным экспозиционно-выставочным отделом,
Ирина Николаевна Кулешова, старший научный сотрудник научного экспозиционно-выставочного отдела,
Людмила Яновна Битколова, научный сотрудник научного экспозиционно-выставочного отдела
Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: |