АЛЕКСАНДР КУЛИКОВ: "РАЗГОВОРЫ О ТОМ, ЧТО МИЛИЦИИ СЛИШКОМ МНОГО, БЕЗОСНОВАТЕЛЬНЫ

Главная
Рубрика: Трибуна
Автор публикации: Виктория Соцкова

Опубликовано: 23/05/2010 17:28

Может ли сегодня наша милиция защитить простого человека от криминала, справиться с негативными проявлениями внутри самого ведомства? Кому служит правоохранительная система - обществу, отдельным группам его, власти? Нужна ли ей реформа и какой она должна быть?
На эти и другие вопросы отвечает член Комитета Государственной Думы по безопасности, полковник милиции Александр КУЛИКОВ.

- Александр Дмитриевич, не так давно на расширенном заседании коллегии МВД в присутствии Президента Дмитрия Медведева министр внутренних дел Рашид Нургалиев подвел итоги деятельности за прошлый год. Особое внимание было уделено реформе. Насколько оздоровит она систему, ответит ли запросам общества?


- Министр довольно жестко и правдиво оценил состояние исполнительской дисциплины, в целом результаты работы своего ведомства. Оценка Президента была еще более категоричной. Особенно состояние законности, профессиональной подготовки и дисциплины сотрудников. Был озвучен ряд мер, необходимых, по его мнению, для принципиального улучшения работы, включая сокращение личного состава на 20 процентов и увеличение заработной платы сотрудникам МВД.
С другой стороны, не было глубокого анализа состояния МВД как системы. Почему деятельность милиции во многом не соответствует не только Конституции РФ, но и целому ряду международных обязательств в сфере прав и свобод человека?
Между тем реформирование МВД действительно назрело. Почти 20 лет назад изменился политический, социальный строй. Возникли новые экономические отношения. МВД, оставшись практически неизменным со времен Советской России, уже не отвечает вызовам и угрозам современного преступного мира. Более того, впитав все "прелести" дикого криминального капитализма с его идеологией наживы, девальвацией духовных, нравственных ценностей, отрицанием права, оно превратилось в монстра, представляющего, как показывает жизнь, угрозу даже для самого общества.
Я не сгущаю краски. Как заявил в одном из своих интервью бывший "младореформатор" Анатолий Чубайс, истинной целью ельцинской приватизации была раздача собственности ":кому угодно, за что угодно, хоть бесплатно:", но в короткие сроки. Стратегическая цель - создать класс собственников для удержания власти и ":покончить с коммунистической Россией навсегда". Закон и мораль в этом процессе не учитывались.
"Халявные" призывы власти всколыхнули преступный мир. Он ринулся за всем, что недавно считалось общенародным достоянием. Вдумайтесь: за первые семь лет криминальной приватизации убито, умерло от ран, причиненных насилием, покончили жизнь самоубийством, пропали без вести около двух миллионов человек.
В конечном счете приватизационный процесс разделил бывший советский народ на "прихватизаторов", новорусских богачей (абсолютное меньшинство), и остальных граждан, большая часть которых в последующие годы перешла в категорию бедных либо находящихся за чертой бедности. Были поколеблены вековые традиции правды и совестливости, уважения к старым и малым, подорвана вера в справедливость и закона, и самой власти.
Судебная система, правоохранительные органы, в том числе и МВД, оказались заложниками чудовищной по своему цинизму и бесчеловечности новой политики, ее участниками и проводниками. Проверку на лояльность режиму Ельцина МВД РФ прошло еще в 1992 году, когда работники милиции в Москве на майской демонстрации протеста дубинками избивали и молодых, и ветеранов, и мужчин, и женщин. В октябре 1993 года МВД втянули в государственный, кровавый переворот.
Что же в результате? Статистика свидетельствует, что в органах внутренних дел происходят дичайшие преступления: заказные уголовные дела, заказные аресты, незаконные привлечения к уголовной ответственности, в том числе заведомо невиновных людей. По оценкам криминологов, до 250 тысяч человек ежегодно содержатся под арестом за преступления, которых не совершали. Потоком на рабочий стол депутатов ложатся материалы о рейдерских захватах, грабежах, издевательствах над задержанными с участием сотрудников милиции. Только по выявленным фактам почти пять тысяч работников МВД за 2009 год за нарушение закона привлечено к уголовной ответственности. Взрывной точкой для общества стало дело Евсюкова, расстрелявшего в супермаркете людей.
Выступая в 1998 году в Государственной Думе на "правительственном часе", инициированном фракцией КПРФ, министр внутренних дел, вице-премьер Правительства Куликов первым из руководителей такого уровня открыто признал, что преступность в милиции существует. Однако через полмесяца смельчака-правдолюбца Президент Ельцин снял с должности. Деградация системы продолжалась. С принятием закона об экстремизме и возложением на милицию (и на ФСБ РФ тоже) обязанности борьбы с ним репрессивные функции МВД усилились. Речь идет вовсе не о борьбе с терроризмом, радикальными националистическими проявлениями, которая крайне важна. Развернулась охота на инакомыслящих. Борьба с оппозиционными политическими и общественными структурами, со свободой слова, с правом человека иметь иной взгляд на состояние Отечества. Только за последние годы более 150 молодых граждан России из числа членов Коммунистической, других левых и леворадикальных партий приговорены к разным, в том числе и длительным, срокам лишения свободы за "преступления" - протесты против социальной политики властей, против произвола и беззакония. Закрываются по надуманным основаниям газеты оппозиции. К уголовной ответственности привлечены редакторы ряда изданий, посмевших выступить на защиту русского народа, русского языка, русской истории и культуры, против русофобии. Продолжается использование милиции для наведения "порядка" в период избирательных кампаний.

- Где взять новую концепцию под "новый облик" системы?

- Пока вопросов больше, чем ответов. Концепции нет. Под какие цели и задачи будет сформировано будущее ведомство? Не ясно. Сможет ли МВД, проводя на ходу "косметический ремонт", обеспечить защиту народа от криминала, переломить современный вал преступности, решая одновременно и другие задачи в соответствии с законами? На мой взгляд, то, что предлагается по реформированию МВД, не отвечает на эти вопросы.
Что дает обществу официальная статистика о положении дел в этой сфере? Всего лишь около 3,5 млн преступных деяний регистрируется в среднем за год. А за 2009-й и того меньше - 2 млн 994 тысячи 820 преступлений. На самом деле преступных посягательств происходит от 40 до 60 млн в среднем за год.
Тем не менее даже при сложившейся системе регистрации невозможно скрыть, что по числу, например, убийств мы вот уже 17 лет впереди цивилизованного мира: от 15 до 22 убийств (в разные годы) на сто тысяч населения, что превышает в два раза среднемировые показатели, в десять раз больше, чем в странах Евросоюза, не говоря уж о Советской России.
Подводя итоги работы за 2009 год, руководство государства и правоохранительных органов трубят в СМИ об успехах в раскрытии особо опасных для общества преступлений, особенно убийств. Спасибо следователям, оперативникам, участковым, другим милиционерам за эту труднейшую работу. Но вместе с тем более двух тысяч убийц ходят по нашей земле без справедливого возмездия. Кроме того, в 2009 году почти пятьдесят тысяч не разыскано пропавших людей. По этим фактам уголовные дела не возбуждались. Профессионалы же знают, что за большинством из них чистейшей воды криминал. КПД МВД, всей правоохранительной системы страны не выдерживает никакой критики.
О чем еще говорят цифры? Только ли дело в нерадивых сотрудниках? Отнюдь. Очень многие исправно выполняют свой служебный долг. Нагрузка по заявлениям и сообщениям о происшествиях с признаками криминала (около 25 млн за 2009 год), по возбужденным уголовным делам, по делам оперативного учета, приходящаяся на одного следователя, дознавателя, оперуполномоченного, участкового инспектора, соответственно не укладывается в физические возможности личного состава. Если же вести речь о предупреждении и раскрытии всех реально совершаемых преступлений - работников не хватит. И техническая оснащенность милиции, даже по современным меркам, тут не поможет, не заменит специалиста.
Нужны дополнительные силы, новые профессионалы. Это и есть реальность, от которой и надо отталкиваться, говоря о преобразованиях, точнее, о реформе в МВД. Одним из направлений должно быть наращивание численности криминальной милиции, патрульно-постовой службы, ГИБДД, подразделений дознания и следствия и особенно службы участковых инспекторов. Мы же слышим о начавшемся сокращении личного состава, да еще на 20 процентов. Разговоры о том, что милиции слишком много, не имеют под собой никаких оснований. Россия за подобную близорукую политику умывается слезами и кровью, расплачивается жизнью своих граждан.

- Каково состояние кадровой политики, качества кадров и профессионализм работников МВД? От чего зависит их деятельность?

- Готовясь к реформе МВД, нельзя не видеть главного. За семнадцать лет разрушена единая система социальной защиты "человека с ружьем", что повлияло на кадровый потенциал и отразилось на профессиональной деятельности всего ведомства. К этому добавилось прямое обнищание личного состава органов внутренних дел. Работники МВД в абсолютной массе - наиболее обделенные государством в социальном плане. Надо сказать, что и "Единая Россия" при поддержке Правительства, принимая новые кодексы, новые законы и федеральные бюджеты, только усугубляла тяжесть проблем сотрудников органов внутренних дел. И не только в профессиональном отношении.
Более ста тысяч работников милиции не имеют крыши над головой. Очевидно, что проблема с жильем требует кардинальных мер поддержки. Но их нет! Лейтенанты, капитаны при выслуге три-пять лет получают зарплату в основном ниже средней по стране, около 12 тысяч рублей. А милиционеры и того меньше, около восьми тысяч. И это смехотворное жалованье людям, ежедневно подвергаемым риску, опасностям, далеко не мнимым! Только за прошлый год около девяти тысяч сотрудников милиции обратились за помощью к руководству в целях защиты своих семей от преступных посягательств в связи с выполняемой служебной деятельностью. Причем "родное" Правительство умудрилось настолько "справедливо" подойти к оценке труда сотрудников милиции, что зарплата их в разы меньше, чем у работников прокуратуры, ФСБ, и более чем вчетверо - мировых судей. Милиция в советский период 60-80-х годов, несмотря на чрезвычайно низкий уровень преступности, была обеспечена серьезной поддержкой государства. Денежные и иные социальные блага ее сотрудников, судей, офицеров Вооруженных сил мало чем отличались. Я отлично помню, как в 1976-м, всего через два года работы в милиции, в уголовном розыске, моя семья получила первую квартиру. Бесплатно. А зарплата молодого лейтенанта милиции позволяла без особого напряжения решать вопросы быта, отдыха, обеспечения ребенка.
Трудности с увеличением денежного содержания работникам милиции сегодня надуманные. В "закромах" Минфина есть соответствующие средства. Дело за политической волей руководства страны.
Советская система подбора милицейских кадров (через трудовые, армейские коллективы, общественные, комсомольские и коммунистические организации, собрания сельчан, жителей микрорайонов и т. п.) разрушена и не может быть восстановлена в рамках современного социально-политического строя. Невозможно восстановить и институт заместителей по политико-воспитательной работе, позже политработников, фактически настоящих комиссаров милиции 60-80-х годов, созданный ЦК КПСС из числа коммунистов, опытных профессионалов, прошедших службу в ведущих подразделениях милиции, с большим личным авторитетом.
Почти за два десятка лет в органах внутренних дел утрачены лучшие традиции формирования сплоченных морально-психологически и профессионально коллективов. Преданы забвению принципы подбора, расстановки и воспитания кадров, контроля и спроса за порученное дело. Не обеспечивается персональная ответственность руководителей всех уровней за работу подчиненных. Службы по работе с личным составом превратились в примитивный отдел кадров, где не до заботы о человеке и его семье, о ветеранах. В иных подразделениях молодежь и понятия не имеет об истории своего отдела внутренних дел: о героях и боевых товарищах, о заслугах коллектива перед народом. Правда, в последнее время усилиями министра Р. Нургалиева вновь вспомнили о нравственности, духовных ценностях, о культуре сотрудников МВД и наконец-то об их семьях. Но кто будет нести эту важнейшую воспитательную, социальную функцию?
Уповать на привлечение священников в виде некоего морального, сдерживающего фактора, как показала практика, - наивная, бессмысленная затея. Проверенный путь - перестроить службу по работе с личным составом, усилив ее административные, воспитательные, контрольные функции, возложив на нее надзор за соблюдением законности. Недопустимо, что 70 процентов участковых, 60 процентов оперативных сотрудников, 30 процентов следователей и дознавателей органов внутренних дел не имеют высшего юридического образования.

- Какие шаги предприняла фракция КПРФ, чтобы изменить ситуацию?

- В ноябре 2007 года в своем заявлении ЦК КПРФ и наша фракция в Государственной Думе потребовали от руководства страны принять комплексные меры по борьбе с преступностью, коррупцией, навести порядок в правоохранительных органах. Нас не слышали. Дважды на "правительственных часах" в Думе пятого созыва представители нашей фракции обращали внимание руководителей государства, ведомств, в том числе и МВД, на продолжающееся беззаконие в следственных органах, на необходимость принятия срочных мер по укреплению правопорядка в правоохранительной системе. Руководитель фракции Г. Зюганов только за последний год неоднократно поднимал эти вопросы и в Думе, и на встречах с Президентом.

- Какие предложения были выдвинуты фракцией по реформе МВД?

- Cоздать при Президенте специальную группу по подготовке концепции реформирования МВД. В состав ее включить специалистов МВД, ученых-криминологов, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, из числа профессионалов МВД, представителей Администрации Президента.
По мнению фракции, в системе МВД нужно вычленить отдельное ведомство - милицию. Она выполняет задачи борьбы с уголовной преступностью, в том числе с организованной, с коррупцией, охраняет общественный правопорядок. При этом запрещается использовать работников милиции в политических целях.

- Нужна ли кадровая "чистка"?

- Бесспорно, нужна. Планомерная, последовательная и без кампанейщины, с применением современных методик профессионального отбора. Целесообразно вернуться к нашему предложению о привлечении в систему МВД части еще работоспособных представителей "старой гвардии". В этом особенно нуждаются служба по работе с личным составом и криминальная милиция.

- Как решить социальные проблемы работников МВД?

- Об этом уже сказал. Добавлю: чтобы хоть частично решить эти проблемы, потребуется около 200 млрд рублей. Задача искать деньги Правительству поставлена. Но мы знаем, как оно отреагировало на призыв Президента о модернизации всех сфер общества и государства, изложенный в его Послании Федеральному Собранию. Бюджет 2010-2012 годов полностью проигнорировал идеи Медведева.
Депутаты нашей фракции предлагают воспользоваться Резервным фондом, прибылями от повышения цен на нефть. Кроме того, считаем необходимым, несмотря на возражения премьера В. Путина и министра финансов А. Кудрина, вернуться к законопроекту о введении прогрессивного налога. Есть и другие источники средств. Необходимо подготовить ряд законопроектов: "О милиции", "О МВД РФ", "О правоохранительной службе".
Следует укрепить в МВД единоначалие. На период реформирования указом Президента предоставить право министру лично назначать и снимать с занимаемой должности проштрафившихся руководителей республиканских, региональных МВД, ГУВД, УВД, а также заместителей.
Крайне важно изменить и укрепить систему учета. Первым шагом на этом пути стала бы передача права регистрации заявлений и сообщений о преступлениях Генеральной прокуратуре и ее органам на местах.
Надо восстановить право контроля за деятельностью МВД органами представительной (законодательной) власти, Федеральным Собранием РФ. Общественные институты, СМИ, политические партии, граждане России имеют право знать все о деятельности правоохранительных органов страны. Чтобы вместо "ментов" наконец увидели современных Анискиных, Шараповых, Жегловых!

Журнал "Российская Федерация сегодня", №9, май 2010 г.  

 

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: