Интервью с Алексеем Ивановым,и.о. директора театра русской драмы им.Федора Волкова
Главная
Рубрика: Трибуна
Автор публикации: Виктория Соцкова
Опубликовано: 19/06/2008 12:07
Театр Прометея русской
Мельпомены
"Россия", еженедельник, № 6 от 19.06.2008г
Ярославль
по праву называют родиной русского театра. Основатель - Федор Волков,
происходил из купеческого сословия. Был талантливым человеком и яркой натурой.
За свои 34 года жизни он смог оставить след в истории русской культуры как
основатель первого театра, родоначальник актерской национальной школы.
Что
происходит сейчас на подмостках с более чем 250-летней историей? Об этом наш
разговор с Алексеем Ивановым, исполняющим обязанности директора Российского
государственного академического тетра драмы им. Федора Волкова.
Он
коренной ярославец и вот уже 17 лет посвятил ярославскому театру: начинал
инженером, затем - зам директора. После внезапного ухода из жизни директора театра
народного артиста Валерия Сергеева автоматически возглавил руководство и вот
уже почти год, как работает и. о. директора.
- Бренд
"Первый русский театр" - очень ответственное бремя. Какие направления
в творчестве ярославской труппы главенствуют сегодня?
- Театр
пропагандирует политику русского психологического традиционного театра. Мы, по
сути, являемся хранителями театральной мудрости. В репертуаре присутствуют, в
основном, отечественная и зарубежная классика. Наша миссия - сохранять традицию
национальной актерской школы, затрагивать душу зрителя.
Время,
конечно, привносит новизну в нашу деятельность, но, тем не менее, мы стремимся
творить для всех слоев населения. Непросто удерживать баланс между
потребностями реалий дня и классическими традициями.
- Многие
представители искусства стремятся экспериментировать в достижении коммерческой
успешности. Придерживается ли ярославская Мельпомена определенных принципов,
впуская на подмостки коммерческие проекты?
- Мы не
проповедуем коммерческий успех любой ценой. Хотя вопрос финансов и для нас
актуален. Поскольку мы финансируемся из федерального бюджета, но не на все 100
процентов наших потребностей. До недавнего времени у нас был еще источник - из
областного бюджета. Мы пытались два года назад получить Президентский грант. Но
по непонятным нам причинам, наша заявка была отвергнута. Сейчас мы входим в
Федеральную программу Министерства культуры РФ по поддержке театров,
рассчитанную на 3-5 лет.
Конечно
же, мы уделяем особое внимание любому полезному креативу. Но всегда поступившее
предложения рассматривается еще и через призму традиций. Мы не позволяем
опошлить театр и сделать из действа банальное шоу в самом непривлекательном
смысле этого слова. Не все принимает и провинциальная публика. К примеру,
подготовили шведский мюзикл, но он, что называется, не пошел. С другой стороны,
если не экспериментировать, то, как узнаешь градус успешности того или иного
проекта? Как говорит классик- "Опыт - сын ошибок трудных". Особое
значение имеют зрители- дети. Ведь от их первого впечатления - от новогоднего
представления или постановки произведений из школьной программы- зависит,
станет ли в дальнейшем этот маленький человек нашим зрителем.
-
Ярославцы всегда с теплотой отзываются о театре, говорят - "наш
Волковский". Часто назначают встречи у театра, а внешний облик здания
давно стал достопримечательностью города и узнаваемым для многих.
- Для
города театр имеет большое значение - мы являемся визитной карточкой Ярославля.
Но не скрою - непросто выдерживать высоту этого звания. Мы сознаем
ответственность и значимость этого перед нашим зрителем. Театр занимает
собственную и уникальную нишу в российской культуре: являясь театром
провинциального города с вытекающими из этого положения возможностями, мы
должны соответствовать статусу первого российского театра, обязаны выступать на
высоком художественном уровне и быть некой цитаделью хорошего классического
вкуса. С гордостью скажу, что нам не стыдно и не страшно перед коллегами за наш
непростой труд и есть что показать зрителям. Театр активно участвует во всех
театральных фестивалях.
- Лицо
театр - определяют артисты. С какими проблемами приходится сталкиваться,
учитывая этот человеческий фактор, есть ли утечка мозгов-талантов в Москву или
Санкт-Петербург?
- Были
актеры, которые уходили в поисках то ли славы, то ли узнаваемости, а может и
денег. Жизнь показывает, что в каком-то смысле они потом затерялись среди
столичных коллег. В основном у нас сплоченный коллектив из профессионалов,
сделавших осознанный выбор. Не думаю, что столичные актеры талантливее, чем
провинциальные. Просто все дело в коммерческой раскрутке. Мы не ставим такой
цели, у нас задачи иные - мы просто каждый день несем людям, как ни банально
звучит, культуру. Тем не менее, если актеры снимаются в кино- это здорово, ведь
это и театру плюс. А таких возможностей сейчас большой выбор - в Ярославль
последнее время стал похож на съемочную Мекку. Главное, чтобы это не мешало
творческому процессу.
- Театр -
некая субстанция, обладающая собственной жизнью. Стоит произнести волшебные
слова "подмостки сцены" или "занавес", как сразу возникаю
некие образы. Есть ли в первом русском театре свои мифы и призраки?
- Когда
только пришел в театр, то мне сказали: "Смотри, не задерживайся на работе
после 21-00.Потому, что приходят души умерших актеров и шевелят занавес".
Кто знает, сколько в этих словах доли правды, но объективно, многие актеры
отдают сцене часть жизни, эмоции и чувства. А энергия, как известно из точных
наук, никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое. В этом
таинство театра. Несколько лет назад мы ремонтировали подмостки сцены. Старые
актеры просили на память кусочки покрытия, говоря, что жизнь прошла именно
здесь, в театре.
- Чем
порадуете зрителей в новом сезоне?
-
Прошедший период был для нас достаточно сложным. Труппа хорошо поработала -
подготовили 4 новые постановки. Скоро едем в Москву на гастроли к, можно
сказать театральным "родственникам". Ведь Федор Волков основа 3
театра - первый в Ярославле, второй в Москве - Государственный Академический
Малый Театр и третий в Санкт -Петербурге - Александринка. Так что, наши
контакты с Ю. М. Соломиным (Малый театр)будут иметь только тенденцию к
развитию. Добавлю, что для нас - это приглашение большая честь. Прошедший год
был периодом перехода из ведомства Агентства по кинематографии в юрисдикцию
Министерство культуры. Возможно, что этим и объясняется мое зависшее положение
в ранге и.о.
Разработан
творческий план до 2010 года, когда состоится 1000-летний юбилей Ярославля.
Труппа готовится к юбилеям А.П.Чехова и Н.В.Гоголя. В репертуарных планах новые
постановки по произведениям классиков. Намечено издательство книги о театре -
до сих пор ничего подобного не издавалось. В гастрольных планах - Америка и
Чехия.
25
сентября состоится значительное событие для артистической общественности -
открытие IX Волковского театрального фестиваля, посвященного 100-летию со дня
рождения народного артиста СССР, Лауреата Государственных премий СССР и РСФСР,
режиссера и педагога Ф. Е. Шишигина. Состоится вручение премий Правительства РФ
имени Федора Волкова лауреатам 2008 года - Лохову Дмитрию Александровичу -
художественному руководителю государственного учреждения культуры "Архангельский
Областной Театр Кукол", государственному учреждению культуры
"Саратовский академический театр оперы и балета " и государственному
учреждению культуры "Оренбургский государственный областной драматический
театр им. М.Горького". До 5 октября 2008г. ярославцы будут находиться в эпицентре
актерского мастерства, и провинциальные театры покажут лучшие спектакли,
созданные по произведениям русской классики.
Еще на эту тему:
Вячеслав Бутусов: важно поступать по совести
Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: |