Княгиня Елена Михайловна Кантакузина, урожденная Горчакова.
Главная
Рубрика: Палитра ⇒ Культурные ценности, мироощущения
Автор публикации: Тамара Полякова
Опубликовано: 19/10/2013 19:08
Княгиня Елена Михайловна Кантакузина, урожденная Горчакова.
Тамара Полякова в серии статей «Записки паломника» рассказывает об удивительных местах еще некогда нашей общей Родины. Она побывала в молдавском городе Атаки и возле церкви св. Архангела Михаила обнаружила место упокоения княгини Елены Михайловны Кантакузиной, урожденной Горчаковой.
Свято – Успенский женский монастырь расположился вблизи города Атаки (Молдова). Ежедневно его посещают сотни паломников. Проезжая по улицам Атак мало кто из них останавливается у белокаменной церкви св. Архангела Михаила.
Однажды наш автобус сделал вынужденную остановку на площадке возле этого храма. И я решила осмотреть храм. Обдуваемая свежим ветром, открытая в сторону Днестра, церковь стоит на холме, возвышается над всем пространством. По архитектуре напоминает лучшие соборы Петербурга. Вход оформлен тосканскими колоннами, широкой лестницей. Фасад венчает икона св. Митрофана Воронежского, в честь которого изначально освещён храм.
Мое внимание привлекло и скромное надгробие со скорбящим Ангелом и надписью: «Здесь покоится прах княгини Елены Михайловны Кантакузина, урождённой княжны Горчаковой(1794 – 1854гг)».
Волнение и удивление охватило меня: неужели это княгиня Елена Горчакова, которой юный Александр Пушкин посвятил шутливое стихотворение во время ее приезда в Царское Село (она приезжала навестить своего брата-лицеиста Александра Горчакова)? И почему ее могила оказалась в Молдавии, за тысячи километров от Петербурга? Ведь Горчаковы – старейший дворянский род, ведущий начало от Рюриковичей в 31-ом поколении. И я решила выяснить, действительно ли это могила той самой Горчаковой?
Оказалось, что это так и есть. Елена Михайловна, действительно, одна их дочерей князя Горчакова М.А. Брат, Горчаков А. М., видный российский дипломат, канцлер Российской империи, кавалер ордена св. Ап. Андрея Первозванного.
Ее история жизни настолько поразила, захотелось рассказать о ней.
Юная Елена Горчакова на одном из светских балов в Петербурге, знакомится с молодым российским офицером греческого происхождения, участником Отечественной войны 1812 года, князем Георгием Кантакузиным и влюбляется в него. Кантакузин отвечает ей взаимностью и предлагает руку и сердце. Об этом можно прочесть в романе Л.Н Толстого «Война и мир»: «…на балах сделалось два брака. Две хорошеньких княжны Горчаковы нашли женихов, и вышли замуж».
После свадьбы молодая семья приезжает в Кишинёв, в дом семьи Кантакузина. В этот южный край княгиню привела любовь. Здесь она испытает и радость, и глубокое счастье, а в последствие – драму и скорбь. В этот период в провинциальном Кишинёве шла энергичная подготовка к освобождению православной Греции от духовного гнёта османов. Трёхвековое притеснение и угнетение со стороны иноземного ига стало для греков невыносимым и побудило стремление взяться за оружие. Дом братьев Кантакузина, Георгия и Александра, был средоточением греческой оппозиции тайного общества «Филики – Этерия». Одним из его руководителей и был муж Елены – Георгий Матвеевич Кантакузина. Греки собирали своих повстанцев в Одессе, оттуда морем переплавляли в Грецию. В Бессарабии такой же процесс осуществлялся через Скуляны. 17 июня 1821 года отряды князя Георгия Кантакузина были разгромлены в сражении на реке Прут. После этого турки начали террор против греков. Меры, принятые турецким правительством, дышали не только местью против восставших, но и ненавистью против христианства. Никто не знал пощады, разрушались и осквернялись христианские святыни, многие греки стали жертвами жестоких репрессий, даже в самом Константинополе. Но этот первый этап борьбы привел в движении все народы, дал веру в возможность освобождения от османского господства.
После разгрома греческого восстания семья Кантакузина переезжает в родовое имение, расположенное в Атаки. Можно представить, какую сердечную скорбь испытывала молодая женщина. Она молилась за погибших товарищей, всячески поддерживала мужа, воспитывала детей. Из соседнего города, Могилёва–Подольского, к ним часто приезжал погостить их друг – генерал-майор Николай Митрофонович Черкез. К концу жизни Елена Михайловна вместе с Николаем Митрофановичем и его семьёй стали ктиторами нового храма в Свято–Успенском монастыре (село Каларашовка). Возводя церковь св. Архангела Михаила, они вспоминали далёкий северный град Петра, героев русского воинства, родных и близких друзей.
Эта церковь стала молитвенной памятью о тех, кто погиб за Отечество. Сам св. Митрофан говорил, что « …у Бога великая милость к погибшим воинам, многие грехи им прощаются, честь великая им по праву воздаётся». Святитель Митрофан был патриотом Отечества. Будучи Епископом Воронежским, он поддерживал, далеко небогомольного, царя Петра I в его стремлении создать мощный флот для похода на Азов для решающих сражений с османами. В 1711 году Петр Первый, готовясь к Прутскому походу, расположил военный лагерь на левом берегу Днестра, напротив
Сорокской крепости. И кто знает, возможно, и на этом этапе борьбы с турками русский император просил у своего «любимого старца» помощи и вразумления.
Промысел Божий не знает ни временных, ни территориальных границ. На правом берегу Днестра и поныне стоит храм св. Митрофана Воронежского. И приходя в церковь, мы, православные христиане соединяемся в одной молитве за родных, детей, за укрепление и сохранение православной веры, за Отечество.
Если вы когда-нибудь будете в Атаки, обязательно зайдите в церковь св. Арх. Михаила, отворите оградку, поклонитесь и вспомните в молитвах эту удивительную женщину, княгиню Елену Михайловну Кантакузина. Это была самоотверженная и яркая русская женщина. Важнейшим побудительным мотивом в её жизни всегда оставалась – Любовь, Вера, Отечество, супружество и материнский долг.
P.S. Кантакузины – византийский знатный род с 11 века. Особое влияние приобрели в 15 в, когда императором стал Иоанн VI Кантакузин. Он передал Ватопедскому монастырю христианскую святыню – Пояс Богородицы. Большинство Кантакузиных прошлого века принадлежали к военной аристократии. Бессарабская ветвь начинается с Матвея Ивановича Кантакузина.
Жаль, что эта часть истории сегодня вычеркнута из учебников истории.
Еще на эту тему:Свеча Благодарения в молдавском городе
Творение зодчего Алексея Щусева: храм в молдавском селе Верхние Кугурешты
Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: |