Константин КОРОВИН из собрания Государственного Русского музея

Главная
Рубрика: ПалитраКультурные ценности, мироощущения
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Опубликовано: 25/11/2021 07:09

Константин КОРОВИН из собрания  Государственного Русского музея

Выставка из собрания Русского музея представляет произведения Константина Коровина – признанного классика русской живописи, одного из самых ярких отечественных живописцев рубежа XIX и ХХ веков. Выставка посвящена 160-летию со дня рождения Мастера.

Коровин оставил след во всех видах искусства, к которым обращался. Славу мастеру принесли картины, монументальные панно, театральные декорации и костюмы. Он проектировал выставочные павильоны и жилые интерьеры, занимался проектами мебели, керамикой, иллюстрациями и плакатом, был талантливым педагогом и писателем.

Самые ранние работы в экспозиции относятся к 1880–1890-м. В лирических пейзажах этого времени («Стога», «Весна») Константин Коровин предстает художником, тонко чувствующим натуру, способным в непритязательных на первый взгляд мотивах разглядеть обаяние и поэтичность, наполнить произведение собственными чувствами и переживаниями.

«Озарением», источником вдохновения был для Коровина русский Север. Начиная с 1894, после совместного путешествия с Валентином Серовым, его год за годом тянуло в этот край. Суровая, скупая на краски природа открыла для художника безграничные живописные возможности. Сам Коровин говорил, что нигде не встречал такого многообразия оттенков цвета как на якобы монохромном Севере. На основе живых впечатлений и обширного этюдного материала, собранного во время неоднократных поездок на Север, Константин Коровин в соавторстве с Николаем Клодтом исполнил знаменитые монументальные пейзажные панно для Отдела окраин России на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Пять из них можно увидеть на выставке.

Значительное место в творчестве Коровина занимает Крым. Вдохновленные праздничной яркостью Юга пейзажи, натюрморты, жанровые сцены, исполненные здесь, отличают исключительная живописная свобода, экспрессия, острота цветовых сочетаний. Таковы представленные на выставке пейзаж «Гурзуф вечером» (1912) и «Базар» (1916).

Многое в творческом наследии мастера связано с Ярославским краем. В 1897 художник купил у Саввы Мамонтова участок земли в Переславском уезде Владимирской губернии (ныне Ярославская область), где рядом с деревней Охотино у реки Нерль построил небольшую дачу. В этих живописных и необыкновенно близких сердцу художника местах написаны представленные в экспозиции «Интерьер. Охотино» (1913), «Ветер» (1916) и полотно «В комнате» (1918), в котором мы встречаем узнаваемый сюжет, появившийся в живописи Коровина в Охотино: стройная женская фигура в окружении  цветов на озаренной солнцем веранде, пейзаж за окнами – образ красоты и гармонии мира.

Воплощение земной красоты – главный смысл творчества Константина Коровина. Он оставался верен ему и в портрете, неизменно оставляя «за скобками» глубокие психологические характеристики моделей. Среди работ этого жанра на выставке стоит назвать исполненный с особой нежностью «Портрет артистки Надежды Ивановны Комаровской» (1908).

Нельзя не отметить вклад Константина Коровина в театральное искусство. Работая над оформлением постановок, он привносил на сцену подлинную живопись, умел создавать декорации, соответствующие духу спектакля, добиваться синтеза всех составляющих действа. Среди театральных работ на выставке зрители увидят эскизы декораций к опере А.С. Даргомыжского «Каменный гость» (1906), к опере Ш. Гуно «Фауст» (1908), к операм Н.А. Римского-Корсакова «Садко» (1910) и «Снегурочка» (1914).

Последние семнадцать лет жизни мастер провел в эмиграции. Представленный в экспозиции «Автопортрет» (1938), написанный незадолго до смерти, отражает его нелегкие взаимоотношения с окружающим миром в последние годы жизни.

И все же, несмотря на все жизненные перипетии, у Константина Коровина завидная судьба. Созданные им портреты, пейзажи и натюрморты, наполненные красотой и радостью жизни, стали элементами национальной памяти русских людей, а сам художник навсегда остался тем, кому «улыбались все краски мира». 

Информация пресс-службы Ярославского художественного музея 

Российское информационное агентство «Национальный альянс» 

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: