Кто помнит – что такое НОТ?

Главная
Рубрика: ПалитраЭкономика, агросектор, промзона, торговля
Автор публикации: Андрей Смирнов

Опубликовано: 03/05/2013 13:59

Кто помнит – что такое НОТ?

Олег Краюшкин, специалист по конфликтологии и  доцент Дальневосточной народной академии считает необходимым проанализировать экономическую политику государства.  По  его мнению, выигрывает тот, кто борется за идею с мечом пропаганды в руках.

  Эксперты предлагают руководителям министерств и ведомств Хабаровского края с целью развития конкуренции изучать американский опыт. В начале прошлого века на заводах Форда инженеры воспользовались экспериментом, который помог сделать страну лидером мирового автомобилестроения.

  Прежде чем приступить к реализации программы развития конкуренции Хабаровского края специалист по конфликтологии доцент Дальневосточной народной академии член ОКС при УФАС по Хабаровскому краю Олег Краюшкин считает необходимым проанализировать экономическую политику государства. Можно ли вообще сформировать конкурентную среду в сложившихся условиях?

  Чтобы определится с ответом относительно конкуренции с зарубежными производителями, сравним предпринимательский климат Хабаровского края и Китая. Очевидно, соседи в выигрыше. «Почему?»  – задается вопросом Олег Краюшкин.

Потому, что у нас высокие затраты, стоимость кредитов, административные барьеры, и комплекс проблем, включая регистрацию бизнеса. Считалось, что одним из наших преимуществ являлись низкие ставки налогообложения, но они исчезают на глазах. Конкурировать с китайцами мы не в состоянии. Возможно, созданы условия для развития конкуренции внутри страны? Предприниматели из Хабаровска не способны конкурировать с  партнерами из Москвы, потому что климат другой, расстояния больше, рынок узкий. Необходимо государственное регулирование, создание особых условий для бизнеса, о которых мы печемся уже много лет. У одних преимущество в технологиях, у других - в дешевой рабочей силе.

В Хабаровском крае преимущество в наличии мощной сырьевой базы. Только влияет ли это на конкурентоспособность местных производителей? За развитием конкуренции наблюдаю в течение многих лет, но не могу припомнить серьезных инициатив в этом вопросе, ни от законодательной, ни от исполнительной власти, ни от Президента России. Принимаются поправки в законодательство, но в целом они не направлены на достижение одной цели. Может быть, она и существует, но не сформулирована для народа. Поставили бы общую для всех цель, например, снизить себестоимость производства товаров, сделав промышленность конкурентоспособной.

Но такая задача перед министерствами и ведомствами не стоит. Провозгласили бы цель улучшить демографию, так и надо в политической и экономической деятельности добиваться на ее достижения. Пишутся программы, но выполнять их некому. Кто будет осваивать триллионы рублей государственных инвестиций? Загляните в программу развития ДВ и Забайкальского региона. В документ заложены проекты, не объединенные одной общей целью. Про конкуренцию почти ничего. Пальцы рук властных структур растопырены, а надо бы их собрать в кулак, чтобы удар по монополизму стал сильнее.

  Надо признать, не так давно в Хабаровском крае можно было наблюдать снижение цен и тарифов в отдельных отраслях экономики. Например, снизились тарифы на услуги связи, упали цены на компьютерное оборудование. Правда, благодаря не нашим, а успехам иностранных конкурентов. У них и новации, и технологии, и идеи. Нам просто повезло.

 Наращивая импорт, мы всеми силами способствовали  их успехам. Казалось бы, нашим преимуществом должно стать сельское хозяйство. И пахотных земель много, и пресной воды в избытке, и рабочая сила недорогая.

 Дело упирается в отсутствии своих комбайнов и технологических линий, квалифицированных кадров и общей идеи обеспечить продовольственную безопасность. Теряем преимущество и в технологичных отраслях, потому что лучшие специалисты уехали за рубеж, а кто остался, не может преодолеть административные барьеры.

  Специалисты по конфликтологии могли бы оказаться полезными для развития конкуренции, ведь здесь дня не проходит без споров между предпринимателями, или бизнесом и государством - подчеркивает Олег Краюшкин. Столкновение интересов сегодня идет по сценарию 1917 года. Выигрывает тот, кто борется за идею с мечом пропаганды в руках.

 В роли такого меча выступает сегодня интернет, только там много мусора. Вся идея бизнеса уложилась в получение прибыли, а государства - в наполнение бюджета. Роль конфликтологии как науки в отсутствии общей цели сведена к нулю. Тем не менее, сформулировать предложение в части развития конкуренции в доступной для понимания форме можно – бизнесу необходимо хотя бы на время отказаться от задачи наращивать прибыль, а государству – экономить бюджетные расходы.

  В начале прошлого века таким предложением воспользовался ярый поборник идеи капитализма Генри Форд. Он отличался от других производителей желанием поставить свой бизнес на научную основу. Он понял, что без увеличения производительности труда добиться конкурентного преимущества не удастся. Один из ученых провел на заводе Форда эксперимент и пришел к выводу: в цехах слабая освещенность рабочих мест, но увеличение освещенности ведет к росту затрат. Форд пошел на дополнительные затраты потребления электроэнергии, получив увеличение производительности в несколько раз. Экспериментом воспользовались другие заводы. Продукция американского автомобилестроения стала лидером конкурентоспособности.

  Часть предприятий России спустя 100 лет пытаются повторить успех Форда, запуская программы модернизации и инвестируя в технологии миллионы рублей. Их руководители понимают – дорога в будущее должна быть освещена, иначе заблудимся. Время вспомнить – что такое НОТ? Нужно ставить промышленность на научную организацию труда, иначе скоро отечественная продукция никому не будет нужна. С каждым годом рынок  “сдувается”, а страна превращается в сырьевой придаток технологичных рынков. Многие рассчитывают “отплыть” за границу, но ждут их там только в качестве гастарбайтеров, ибо никаких идей они с собой прихватить не смогут. Не хотим стать гастарбайтерами на мировом рынке, давайте сформулируем общую цель, задействуем идеологические инструменты, вложимся в научную организацию труда, повысим производительность. Иного пути стать конкурентоспособным не придумано – констатировал Олег Краюшкин.

  Андрей СМИРНОВ, Хабаровск.       

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: