Культурное событие года: выставка «Василий Суриков, Петр и Михаил Кончаловские» в Ярославле
Главная
Рубрика: Палитра ⇒ Культурные ценности, мироощущения
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Опубликовано: cегодня в 08:07
Культурное событие года: выставка «Василий Суриков, Петр и Михаил Кончаловские» в Ярославле
В Ярославском художественном музее (ЯХМ) состоялся полуденный пресс-показ выставки «Василий Суриков, Петр и Михаил Кончаловские» из собрания Государственного Русского музея.
Это главное событие выставочного года ярославского музея, который более полувека плодотворно сотрудничает с Государственным Русским музеем. С 2014г. ежегодно проходят выставки в рамках этого партнерства, а в 2017г. был открыт Центр Русского музея в Ярославле.
Данная выставка из крупнейшей коллекции русского изобразительного искусства уже одиннадцатая в Ярославском художественном музее. Благодаря этому партнерству, по мнению Аллы Хатюхиной, директора ЯХМ, ярославцам показаны шедевры изобразительного искусства.
Впервые в экспозиции представлены тридцать три работы трех поколений живописцев, произведения известной художественной династии показываются в Ярославле, а работы Сурикова и Кончаловских – выставляются в одном экспозиционном пространстве.
Родоначальник династии Василий Иванович Суриков родился в Красноярске в 1848 году. Его семья вела свою родословную от донских казаков. После окончания уездного училища Василий Суриков трудился в губернском управлении писцом, Семья была небогата, а в 1859 году после смерти отца, совсем обеднела. Но раскрыться таланту помог случай. По легенде юноша изобразил на чистом листе муху, а его столоначальник подложил эту бумагу на стол самому губернатору. После бесплодных попыток согнать нарисованное насекомое, потрясенный реальностью мухи губернатор подыскал мецената, взявшего на себя плату за обучение. В декабре 1868 г. Суриков отправился в Петербург, где в 1869-1875 годах он обучался в Петербургской Академии Художеств.
Работы В. И. Сурикова, представленные на выставке позволяют проследить эволюцию творческой манеры художника: изменение колорита, использование локальных пятен цвета, усиление живописной свободы мазка. Первая работа относится к 1870 году – «Вид памятника ПетруI на Сенатской площади в Санкт-Петербурге», а последняя — автопортрет, написанный в 1915 году.
Большинство полотен художника стали хрестоматийными для русского искусства. Одна из них стала центральной на выставке, для нее выделен отдельный зал. Это - «Взятие снежного городка» (1891г.). Тема – взятие снежного городка, старинная масленичная казачья забава. На картине изображена кульминация – снежный городок атакуют конные казаки, а обороняют крепость парни с хворостинами, которыми нужно отхлестать коня, чтобы следующий всадник мог испытать удачу и разрушить городок. Но казак на вороном коне одержал победу и снежный городок пал. В картине переданы краски сибирской зимы, жизни, удаль казачьей молодежи.
Петр Петрович Кончаловский (1876–1956) – зять В. И. Сурикова. За более полувека активной творческой деятельности он успел сменить не одно художественное направление.
В 1911г. Кончаловский вместе с другими живописцами-экспериментаторами основал авангардное художественное общество «Бубновый валет». Его участники демонстративно пренебрегали реалистической живописью и искали новые пути самовыражения в искусстве. Художник эпатировал публику смелостью своих произведений. Суриков не только не порицал этого, но и поддерживал Кончаловского, защищая его от нападок критики. Художники нередко вместе отправлялись на этюды, в 1910г. совершили совместное путешествие в Испанию, где тоже работали бок о бок. В Москве Суриков недолгое время даже трудился в мастерской Кончаловского.
Постепенно, не без влияния Сурикова, Кончаловский отошел от стилистики «Бубнового валета», увлекся наследием Сезанна и в его работах стали проявляться реалистические черты. На выставке представлена одна из важнейших для творчества Кончаловского 1940-х годов картина «А. Н. Толстой у меня в гостях». П. П. Кончаловский значительно обогатил русскую живопись, сформировал новый художественный стиль, соединив французский импрессионизм и русский авангард
Михаил Кончаловский (1906–2000), сын П. П. Кончаловского, учившийся у отца, безусловно хорошо знакомый с работами деда, продолжил художественные традиции семьи. Он работал в реалистической манере, однако его живопись далека в своей тематике от соцреализма, художник предпочитал писать натюрморты, пейзажи, портреты и оставил большое художественное наследие.
Картины трех поколений творческой династии живописцев позволяют нам увидеть преемственность и традиции русского искусства с конца XIX по конец XX века.
Пресс-показ состоялся 04.09.2025г. Выставка будет открыта до 15 декабря 2025г.
Татьяна Полтавченко
Фото автора
12+
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: |