«Московские коллекционеры» в Ярославле: пример собирательства произведений искусства

Главная
Рубрика: ПалитраКультурные ценности, мироощущения
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Опубликовано: 28/06/2025 18:14

«Московские коллекционеры» в Ярославле: пример собирательства произведений искусства

В Музее зарубежного искусства Ярославского художественного музея открылась выставка «Московские коллекционеры». 

27.06.2025г. медийной общественности представили живопись и скульптуру из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

До первой половины XIX века покровительствовать искусствам было прерогативой аристократического класса. После отмены в 1861 году крепостного права в России стал стремительно расти новый класс— буржуазия.  После неизбежного периода накопления первоначального капитала многие купцы и предприниматели начали щедро делиться с обществом своими состояниями. Благотворительность стала неотъемлемой частью богатых россиян. Кто-то строил школы, больницы, богадельни, приюты и церкви, а кто-то стал помогать художникам, артистам и содействовать развитию искусства. 

В последней трети XIX века Москва превратилась в передовой промышленный центр России. Представители новой элиты, предприниматели и коммерсанты, были выходцами из особой среды московского купечества. Через своих соотечественников, обосновавшихся в Европе, воротилы московского делового мира входили в круги западной буржуазии и со временем начали проявлять интерес к современному искусству. 

Первые московские коллекции западного искусства сложились в начале 1880-х  К этому периоду относится одна из лучших коллекций, принадлежавшая  крупному сахарозаводчику Павлу Харитоненко (1853–1914). Из его коллекции на выставке представлены произведения европейской живописи — от французского романтизма и барбизонской школы до работ модных салонных художников рубежа XIX и XX столетий, лирические пейзажи Камиля Коро, Жюля Дюпре и Диаза де ла Пеньи.

Во второй половине 1890-х в Москве формируется новое поколение коллекционеров. Картины из коллекций Сергея Щукина и Михаила Морозова, которые можно увидеть в экспозиции, свидетельствуют об их глубокой связи с традициями московского собирательства, но в то же время  их интересы стремительно эволюционируют в сторону современного искусства.

Младший брат Михаила — Иван Морозов (1871–1921) занялся коллекционированием уже в начале ХХ века. Он бывал в Париже по два раза в год. Там скупал шедевры импрессионистов, постимпрессионистов и авангардистов. До Первой Мировой войны Иван Морозов успел приобрести около 250 полотен западноевропейской живописи. 

В 1905 году Морозов пригласил французского художника Мориса Дени оформить интерьеры в своем доме. Он создал для особняка коллекционера панно с историей Амура и Психеи. На выставке представлены картины нового направления в живописи – фовизма из коллекции И. Морозова, которые поражают зрителей яркими цветами, экспрессией, энергетикой.

Коллекционеры приобретали и скульптуры современных авторов. В экспозиции можно увидеть скульптуры Огюста Родена, его помощницы и ученицы Камиллы Клодель, Карла и Рут Миллесс, Паоло Трубецкого.

Московским купцам удалось собрать потрясающие коллекции. Безусловно, это были прекрасно образованные и чуткие люди. Однако, не менее образованные специалисты по искусству во Франции почему-то не проявили такой прозорливости и не смогли оценить новое искусство. А русские купцы собрали в своих коллекциях настоящие жемчужины.

После революции московские собрания были национализированы и произведения европейских авторов попали в собрание Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, где сегодня бережно сохраняют историю московского коллекционирования. 

Выставка в Ярославле работает до 20 октября 2025 г.

Татьяна Полтавченко

Фото автора

6+

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: