Необходимо регулировать конкуренцию в интересах государственного развития.

Главная
Рубрика: ПалитраБизнес и кризис
Автор публикации: Андрей Смирнов

Опубликовано: 02/05/2013 15:49

Конкуренция в поисках “дирижера оркестра”

 Экономист из Хабаровска  Елена Веприкова предложила создать механизм  регулирования конфликтов интересов в регионах. Ситуация типичная для всей России.

  Эксперты присмотрелись к поставленным в документе задачам и сделали вывод: программа, не наполненная конкретным содержанием, в отсутствии органа координации усилий бизнеса и власти не может быть реализована в полном объеме. Член Общественно-консультативного совета при УФАС России по Хабаровскому краю кандидат экономических наук Елена Веприкова, проанализировав состояние конкуренции, предложила создать механизм урегулирования конфликта интересов среди исполнителей программы.

 Государством поставлена задача - развивать в регионах конкуренцию. Для ее решения в крае принята соответствующая программа, однако полного понимания требований антимонопольного законодательства в структурах власти не достигнуто. В документ включены действия, которые были закреплены за министерствами и ведомствами и до утверждения программы.

 Предполагается, что реализация мероприятий в отсутствии финансирования будет происходить в автоматическом режиме. Программа - это комплекс увязанных по времени, ресурсам и исполнителями действий. Нет одного из этих элементов - она не выполнима. Кроме того, документ носит формальный характер и не наполнен реальным содержанием, тем не менее, контроль исполнения и содействие возложен на УФАС России по Хабаровскому краю.

  Для антимонопольной службы программа стала механизмом реализации своей компетенции. Усилиями УФАС и ОКС при УФАС России по Хабаровскому краю она постепенно наполняется смыслом в отношении действий бизнеса и власти. Предполагается, что субъект подключит к выполнению мероприятий муниципальные образования, но для этого потребуется диалог с главами городов и поселений. Возникает проблема - поставленные комплексные задачи не укладываются в существующую структуру власти. Когда решения принимаются в отношении отраслей, вопросов не возникает, но как только они затрагивают интересы муниципалитетов, то вступают в противоречие с законом об основах местного самоуправления.

В отношении отраслей правительством края отлажена система настройки взаимодействия министерств и ведомств, а комплексная задача требует координации усилий всех ветвей власти, что сделать сложнее. Возможна координация на уровне федерального органа исполнительной власти или губернатора Хабаровского края, но координатором заявлено министерство экономического развития и внешних связей, что вызывает определенные трудности. Они связаны с тем, что конкуренция подразумевает ряд аспектов взаимодействия, например, регулирование локальных рынков. Оно не всегда эффективно в силу наличия на рынках естественных монополий. На отдельных рынках поставщики отсутствуют исторически, потому там без регулирования не обойтись, а значит, реализация программы становится сложной интеллектуальной задачей.

  На практике функции власти всегда сводились не столько к регулированию, сколько к прямому исполнению. Существуют классические рынки, где государство занимает значительную долю, например, в сфере образования. Муниципальные власти традиционно там являются организаторами предоставления услуг и создают сеть учебных учреждений. Мероприятия программы требуют от них создавать себе конкурентов в виде частных организаций.

  Таким образом, государство как регулятор с одной стороны заинтересовано в развитии конкуренции, а с другой, как поставщик услуг в ограничении для себя конкуренции. Возникает внутренний конфликт интересов. Конкуренцию все любят, но только не по отношению к себе. Ситуация пока не разрешима. Государство должно постепенно уходить с рынков, оставляя себе только функции регулятора. Быстро исправить положение не получится, так как в сфере образования или здравоохранения трудится огромное количество граждан. Движение просматривается за счет расширения платных услуг, но очевидно, что государство на таких рынках будет находиться в двух ипостасях как регулятор и поставщик еще очень долго.

  «Поставим себя на месте министра образования, – предлагает Елена Веприкова.- Он отвечает за качество образования в государственных и муниципальных учреждениях, в которых учатся 99 процентов всех учащихся. Но теперь министр отвечает за качество образования и в частных школах, потому его внимание распределено по отношению к государственному к частному сектору в соответствующей пропорции - 99 к 1, а значит, проблемы частных учебных заведений будут решаться медленнее. Представим себя на месте министра экономического развития и внешних связей. Как дирижер, он отвечает за координацию в исполнении музыки под названием программа развития конкуренции. У связистов, педагогов, транспортников - у каждого своя партия в оркестре. Проблема в том, что музыканты не знают, какую песню исполнять. У дирижера своя проблема - у него таких оркестров много, потому функции координации программы для него представляются сложными, отсюда сбои в оркестре. На федеральном уровне похожая ситуация, потому в целом программа развития конкуренции руководителем ФАС России Игорем Артемьевым признана провальной. Необходимо совершенствовать механизм организации деятельности органов власти, в противном случае в рамках сложившейся административной системы выполнение поставленной задачи невозможно».

  Федеральное законодательство постоянно меняется. Оно не упрощается, а утяжеляется огромным числом поправок. Законодатель склонен к детальной регламентации полномочий органов власти. Чем больше регламентов, тем сложнее исполнять закон, разработать же нормы на все случаи жизни невозможно. Установлено правило – запрещать все, что не предписано регламентом. И если мероприятия по программе развития конкуренции не вошли в регламент, они не исполняются.

С момента принятия федерального закона 131ФЗ в него внесены 77 поправок с целью упорядочения действий органов местного самоуправления. Чем больше поправок, тем больше требуется регламентов, а исполнение отдельных статей закона затруднено. Чем сложнее законодательство, тем больше в нем можно найти обходных путей, ведущих к коррупционным проявлениям. Между тем, например законодательство в США выстроено проще. Оно объясняет - что нельзя делать.

 В России мы пытаемся отрегулировать законом все сферы деятельности, в результате одна норма начинает мешать другой. Закон о защите конкуренции в отдельных моментах противоречит закону о госзакупках и наоборот. Между тем, исполнение обоих нормативных актов контролируется ФАС России. Похожая ситуация с законом 94ФЗ, куда внесено столько поправок, что юристы в нем потерялись, а поставленные программой развития конкуренции задачи остались неосознанными.

  В советский период времени государство являлось основой развития. Оно самостоятельно планировало, производило, регулировало все процессы, потому о конкуренции в структурах власти не упоминалось. Теперь на него возложены задачи создания условий для предпринимательства и свободной торговли, поддержка инноваций и борьба с монополизмом. Прошло немного времени для того, чтобы в экономике появились люди новой формации. Развивать конкуренцию методом объединения усилий нельзя. Она затрагивает слишком много законодательно не отрегулированных сфер деятельности – подчеркнула Елена Веприкова.

  Андрей СМИРНОВ, Хабаровск. 

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: