Олег Отрошко,художник из казачьего рода: аллегории и реализм
Главная
Рубрика: Трибуна
Автор публикации: Виктория Соцкова
Опубликовано: 12/04/2014 10:18
Олег Отрошко,художник из казачьего рода: аллегории и реализм
13 апреля 2014года исполняется 75 лет ярославскому художнику Олегу Павловичу Отрошко. 24 апреля состоится юбилейная выставка художника и его учеников.
Полтора года назад на глаза попалась открытка «Праздник согласия и примирения»: за накрытым столом с разнообразными фруктами и с бутылочкой шампанского «Абрау-Дюрсо» сидит компания матерых волков и овец с баранами. Морды хищников и травоядных излучают благополучие. Но стоит опустить взгляд ниже и из-под кистей скатерти выглядывают ощеренные в оскале волки, догладывающие овец. Картина датирована 1999 -2007 годами. Аллегория отличается остротой гражданской позиции и философским взглядом автора, цепляет в самое сердце тревогой за сегодняшний день.
Автор с нетривиальным взглядом на жизнь – это ярославский художник Олег Павлович Отрошко. После долгих переговоров встретились в мастерской на 13-м этаже. Про картину «Праздник согласия и примирения» он рассказал показательный эпизод. Несколько лет назад картину взяли на юбилейную выставку Ярославской организации «Союза художников России», которая проводилась в Центральном Доме художника в Москве. Отрошко пригласил на вернисаж друзей: среди них генеральный директор издательства «Айрис–пресс» Игорь Родионов, заместитель председателя «Росавтобанка» Александр Кулаков, Александр Савичев и другие. Идут они такой представительной группой, поднимаются по лестнице в зал выставки, а навстречу им выносят аллегорию, причем вверх ногами…. Вот такая цензура была устроена организаторами выставки.
Выяснилось, что при всех разглагольствованиях о свободе творчества в демократическом мире даже аллегория невыносима, когда она несет правду. А Отрошко не пишет гламур, а создает то, что требуется душе. Это сегодня, увы, не конвертируемое в звонкую монету занятие.
В мастерской художника царит настоящий художественный беспорядок, в котором он четко ориентируется. Там веет гостеприимством. В мастерской вокруг – картины законченные и начатые, наброски на картоне, горы книг, фотографии родных и друзей, шкуры охотничьих трофеев. Наверное, именно таким должно быть окружение художника, чтобы в нем вызвать желание творить. Многие представители творческой публики там собирались и собираются на посиделки: поэты, артисты, коллеги по цеху, просто интересные люди и яркие личности. Они даже на день рождения художника приходят без приглашения как самые близкие друзья и получаются настоящие творческие вечера. Он в постоянном контакте с друзьями.
Летом художник уезжает в сельцо Раи Даниловского района и пропадает там долгие месяцы, совершенно не ностальгируя по урбанистическому городскому пейзажу. Им расписан деревенский дом и русская печка в нем, рядом с банькой для смеха стоит резная скульптура. До ближайшего магазина ходу не меньше шести-семи километров. На природе Олег Павлович наблюдает за ходом жизни во времени, рыбачит и охотится. К охоте приобщил и внука Ярослава. «Он у меня очень надежный товарищ», – так он парня характеризовал. Две дочери пошли по творческим стопам отца – Оксана художница, Орина – художник-дизайнер.
Деревенский период временного отшельничества дает заряд эмоций, рождаются замечательные картины, появляются русские пейзажи, сотни этюдов и эскизов, зарисовки с натуры, натюрморты, рисунки животных и птиц. Как настоящий охотник он вылавливает из прозы дня чудесные мгновения, которые дарит всем нам. В этом Олег Павлович мастер.
Мне кажется, он еще сам не до конца понимает, как важны его аллегории. Каждая из них – это элемент патриотического отношения к стране: например, «Белый голубь на кровью залитой землей», «Санитары без границ», «Смутное время», «Детей как пальцев жаль, что ждет их впереди» и другие. Аллегория «Черный ворон над моей землей» вдохновила одну из ярких и смелых поэтесс своего времени Ирину Баринову на стихотворение «Воронье». Несомненно, аллегории войдут в историю как гражданский изобразительный памятник нашего лихого времени. Так сложилось, что все его предки верой и правдой, не жалея живота своего, служили Отечеству. Так же поступает и Отрошко, создавая аллегории, ведь денег на этом не заработать, а отдачи сил и финансов требуется немало. По-иному свое творчество Олег Павлович не мыслит.
Сейчас в работе еще одна, очень трагичная по смыслу «Россеяне (от слова «рассеяны») отдыхают». Незавершенная работа вызывает некий трепет: лежат вповалку русские мужики, с привязанными бирками номеров к большим пальцам ног, то ли спят, то ли мертвы… Некоторые творческие люди обладают провидческим духом. В аллегориях просматривается это пророчество. Он воспринимает невидимые «содрогания» Родины, человеческие страдания и радости, выдает зрителю то, что сублимируется в его воображении.
Многие его знают как плодотворного художника-анималиста. Наши братья меньше получаются у него яркими и характерными, коллеги справедливо считают его творчество в этом направлении одним из лучших. Во многих детских книжках советской эпохи можно было увидеть его иллюстрации из животного мира. Но ушла социальная эпоха, творчество для детей было канализировано. Сейчас на рынке литературы царствуют зарубежные герои, там не место не то, что изображению животных – зайчиков и белочек, часто человеческого лика нормального дети не видят. Все больше в книжках картинки с монстрами, уродцами, что порождает в детском сердце агрессию и бездушие. Потом , как следствие, такой политики возникают позорные для человека ситуации, как это случилось с убийством жирафа Мариуса.
Для творческой интеллигенции наступили непростые времена. Кто вхож во власть или идет в ногу с компьютерными технологиями, тот оказывается на коне. Остальные подбирают крошки, ведь истинных ценителей искусства не так уж и много, часто это небогатые люди. А нувориши не отличаются художественным вкусом и часто им впаривают откровенную халтуру. Но это совсем другой разговор…
В этом сумбуре буржуазной системы Олег Павлович не затерялся, а сохранил свой стиль. Более того, возможно, благодаря историческим переменам и появилось в творчестве направление аллегории.
В биографии Олега Павловича как в зеркале отобразилась российская эпоха со всем ассортиментом взлетов и потрясений. Родился он на Кубани в станице Калниболотская на берегу реки Еи. Был последним, тринадцатым, ребенком в семье. По-отцовской линии у него в роду славные воины-казаки, по-материнской – выходцы из Пруссии. Интересная получилась генетическая смесь! Надо сказать, что он очень гордится своими бравыми казаками- предками. Его дед, Михаил Леонтьевич, служил в личной охране императора Николая II вплоть до 1914 года. Сохранилось фото выезда Николая II и цесаревича Алексея из Казанского Собора в дни празднования 300-летия Дома Романовых, где на коне с шашкой наголо в охране дед художника. Павел Михайлович, отец, воевал в турецкой кампании под началом генерала Сорокина в армии Юденича. С детства Олег Павлович помнит, как его отец говорил, что если бы не англичане, то Стамбул. Босфор и Дарданеллы были русскими». В бою под Сорокомышем чуть руку не потерял. Он рассказывал, что спасением обязан другу, Гунько Николаю, как боялся, что раненную и уже почти почерневшую руку ампутируют, и как же он тогда будет жить, если не сможет шашкой махать? Но благодаря высокому профессионализму хирурга Беркмана из Тифлисского госпиталя, который сказал, что казак еще повоюет, он остался с обеими руками. Фотографии тех времен в семье хранили как реликвии. За каждую можно было расплатиться по законам Советского государства. Тогда в Гражданскую войну было время лихое, особенно на Дону, когда воевали брат с братом. Однажды пришли за дядькой Гришей, а тот говорит, мол, пойду переоденусь. А сам махнул через окно и поминай, как звали. Вот такая родня отчаянная. И таких эпизодов море. Один двоюродный дядя Иван Федорович был полным Георгиевский кавалер: он и его 12 товарищей взяли в плен и разоружили целый полк турок.В Великую Отечественную войну семья также вписала свою героическую лепту.
В роду художников не было. Проявилась способность к рисованию в выпускном классе школы. Потом на службе в Советской армии часто эксплуатировалось его умение рисовать в стенгазете. Случай помог взглянуть на увлечение как на возможную судьбу, он не упустил свой шанс и поступил учиться. После окончания Смоленского государственного педагогического института в 1966 году художественно-графического факультета решил, что самый подходящий для него город это Ярославль, хотя у молодого специалиста был выбор. Так, город на Волге стал родным навсегда. В 1977 году вступил в Союз художников России. За грамотами и медалями не гнался, занимался своим делом.
13 апреля Олегу Павловичу исполняется 75 лет. О чем думает, каким он видит творчество? Об этом и многом другом состоялся разговор в мастерской художника. Слом советской системы Отрошко встретил позитивно. Впрочем, также как как и многие представители творческой интеллигенции, ожидающий нового и лучшего. Потом пришло осмысление перемен и их значение для России. В каком-то смысле можно назвать картину «Праздник согласия и примирения» плодом этих размышлений.
24 апреля 2014 года в ярославском выставочном зале Союза художников открывается юбилейная персональная выставка. Визитная карточка – картина с глухарем. Оказалось, что эта птица, очень нравится Олегу Павловичу. И не только за красивое и яркое оперение. А потому, что эта птица, ровесница цивилизации, пережила все катаклизмы и в отличие от мамонтов, и выжила.
У творчества Олега Павловича есть последователи. Их работы также будут представлены на юбилейной выставке. Это Владимир Багдасарьян (график и живописец), Вера Кукушкина (самодеятельный художник), Оксана Отрошко (дочь художника) – из Ярославля, Анатолий Клименко (живописец) из Краснодара, Олеся Майдибор (живописец) из Ростова-на-Дону, Александр Отрошко (ведущий художник Юга России, племянник) из Сочи, Анатолий Отрошко (живописец, большой любитель природы, племянник) из Крымска, Орина Отрошко (художник-дизайнер) из Москвы, Владимир Середа (живописец) из Данилова.
Мне кажется, что дар, полученный от судьбы или природы, предков или своего непрестанного труда над профессиональным развитием Олег Павлович расходует правильно. Он не разменивается, строго относится к творчеству, стремится, чтобы не было стыдно за свои работы, критично относится к картинам. Такой формат творческой жизни, в котором нет самолюбования, рекламы и подхалимства к сильным мира сего – это удел больших мастеров. В генах семьи много долгожителей. Дай, Бог, здоровья, Олегу Павловичу, чтобы он мог удивить новыми картинами, ведь у него так много замыслов!
Если кто-то решит помочь художнику, то это будет весьма кстати: творческий человек, создавая произведение искусства, нуждается в компенсации эмоциональных и материальны затрат. Если будут идеи по этому поводу, то обращайтесь.
Виктория Соцкова,
РИА «Национальный альянс»
Еще на эту тему:Музей зарубежного искусства в Ярославле
Александр Кравцов и фестиваль «Аrt non-stop»
Александр Смирнов-Панфилов: "нужно правильно понимать смирение”
.
Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: |