Страница Великой Отечественной войны: трудовые будни Вологодского железнодорожного узла
Главная
Рубрика: Проект «Союз нерушимый»
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Опубликовано: 02/05/2025 15:01
Страница Великой Отечественной войны: трудовые будни Вологодского железнодорожного узла
Состоялся пресс-тур в честь 80-летия Победы «От Ярославля до Воркуты». Он помог журналистам узнать больше об истории и трудовом героизме железнодорожников Вологодской области.
26.04.2025г. ярославские представители медиасферы отправились в дорогу, чтобы познакомиться с ролью Вологодского железнодорожного узла в годы Великой Отечественной войны. Поездка началась с лекции Анны Борисовой, начальника Культурно-исторического комплекса Северной железной дороги. Она рассказала о роли российского предпринимателя-мецената Саввы Мамонтова в начале строительства дороги в северном направлении, о защите железнодорожной инфраструктуры в годы войны, трудовом героизме ярославских железнодорожников, о летчике и дважды Герое Советского Союза Амет-Хане Султане.
Следующей точкой пересечения прошлого и настоящего стал Железнодорожный вокзал Вологды и встреча «Поезда Победы» на локомотивной тяге. Паровоз П-36, лучший для своего времени, привез на перрон платформы с военной техникой (советским танком Т-34, боевой машиной реактивной артиллерии «Катюша», гаубицей «Д-1» образца 1943 года) и артистов, выступивших с праздничной программой на вокзале.
Лилия Сенченко, пресс-секретарь Вологодского региона СЖД, рассказала про героический труд вологодских железнодорожников, показала исторические фотографии. Вологодский узел имеет свою героическую страницу в буднях войны: в одном направлении шли грузы для обеспечения деятельности фронта, в обратном – велась эвакуация, почти ежедневно требовалась экстренная перестройка работы и нужно было решать задачи, которые ранее не стояли.
Затем информационный «десант» прибыл в Локомотивное депо Вологды. Перед зданием стоит Паровоз-памятник Василию Ивановичу Болонину. Он – первый Герой социалистического труда в Вологде, удостоенный этого звания в 1943г., рационализатор железнодорожного дела, многие его новации приближали Победу. В военные годы на железную дорогу пришли работать женщины и каждый день работы для них был, по сути, трудовым подвигом.
Медийщикам рассказали о работе депо в годы войны, экскурсия прошлась по цехам, в одном из них был продемонстрирован принцип работы «стоп-крана» с ракурса машиниста (раздался мощный рёв). Журналисты увидели, как перемещается локомотив на поворотном круге (словно, в медленном танце).
Следующая остановка пресс-тура – Вологодский вагоноремонтный завод (ВВЗ). Бывший работник завода, председатель общественного совета Музея истории ВВЗ Александр Кононов – энтузиаст и патриот. Он начал рассказ о предприятии с аллеи, посвященной героям с заводских корпусов. На ней установлен мемориал «Вечный огонь» памяти рабочих, погибших в годы войны, и обелиски Героям Советского Союза – Александру Панкратову, Сергею Орешкову, Анатолию Маракасову, Игорю Каберову.
Александр Кононов рассказал о заводе, провел по территории, показал другие сохраненные памятники советской эпохи (В.И. Ленину, кузнецам-молотобойцам, М. И. Калинину и др.), сделал акцент на удивительной красоте линий промышленной архитектуры.
На вечном запасном пути находится вагон, вышедший на линию 26 июня 1941 года, в составе военно-санитарного санитарного поезда № 312. В нем несколько выставочных зон – комната отдыха, операционная, командный пункт и др. Экспонаты тщательно собирались, некоторые воссозданы по фотографиям и воспоминаниям.
Современному человеку, обвешанному гаджетами и привыкшему к комфорту, сложно понять, как врачи делали сложные операции в движущемся поезде и спартанских условиях, выхаживали военных и создавали сносный уют вагонного быта даже в мелочах. На такие встречи с историей нужно обязательно приводить будущих медиков, чтобы формировалось чувство профессиональной миссии (а не услуги).
В советское время многими был любим черно-белый телефильм «На всю оставшуюся жизнь…», вышедший на голубые экраны в 1975 году. В нем шла речь о буднях санитарного поезда. Картина отличалась невероятно бережным отношением к судьбам людей, которые проживали в поезде свою судьбу, опаленную огненным молохом Священной войны. Создание ленты было приурочено к 30-летию Великой Победы. Интерьер музея удивительным образом передает атмосферу этого фильма.
Прошло 80 лет с 9 мая 1945 года и нет Советского Союза, но Россия помнит цену Победы и подвиг советского народа. И еще остаются энтузиасты, достоверно сохраняющие историю и ее эпизоды для потомков. Мы гордимся по праву теми, кто отважно сражался на фронте и приближал Победу в тылу. А сегодня благодарны тем, кто сохраняет дух советского героизма.
Особая благодарность организаторам пресс-тура за информативность и насыщенность программы – Светлане Шубиной, пресс-служба Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД», Лилии Сенченко, пресс-секретарю Вологодского региона СЖД, Анне Борисовой, начальнику Культурно-исторического комплекса Северной железной дороги в Ярославле.
Виктория Соцкова
Фото автора
Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: |