Триумф Венеры. Ню в искусстве XVI-XXI веков

Главная
Рубрика: ПалитраКультурные ценности, мироощущения
Автор публикации: Виктория Соцкова

Опубликовано: 06/10/2013 12:26

Триумф Венеры. Ню в искусстве XVI-XXI веков

В Ярославском художественном  музее  открыта  выставка «Триумф Венеры. Ню в искусстве XVI-XXI веков». Музей на протяжении многих лет собирал коллекцию  из предметов искусства  с обнаженной натурой. Пришло время  продемонстрировать ярославцами и гостями города  откровенные взгляды  творцов на женское тело. И вот –   сто  обнаженных красавиц, запечатленные в живописи, графике и скульптуре ждут своих поклонников.

Из тысячи работ, собранных в музее, посетители увидят лишь десятую часть.  По мнению директора  ЯХМ Аллы Хатюхиной,  жанр «ню» –  тонкий, возможно, поэтому и редкий «гость» в музейных залах. Время диктует свою моду на женские прелести, на выставке  можно увидеть, как менялись взгляды  на идеал красоты  художников  от  эпохи Рафаэля до  времени Эрнста Неизвестного. 

По мнению  куратора Татьяны Лебедевой, чтобы  выставка состоялось необходимо иметь ресурс и новизну.  Эти факторы в музее есть. Причем, новизна заключается в том, чтобы проследить историю жанра от гравюр XVI века до модерна начала ХХ века. Первый зал символично назван «Храм Венеры»,  в двух  следующих  – модерн и авангард. «Авангард, лишивший тело телесности, и неоклассика представлены  разными художниками – Ю. П. Анненков, К.С. Петровым-Водкиным, Б. М. Кустодиевым, –  рассказывает Татьяна Лебедева. – Борис Кустодиев создал  национальный вариант Венеры,  выходящей не из вод, а из  жарких банных облаков. Советский вариант Венеры  –  это работница, физкультурница и в этом тоже  есть своя особенность. Нас интересовало,  как  обнаженной натуре  создавался новый смысл. Было опасение, что  получится много обнаженного тела, сплошная баня. Но  выставка получилась деликатная, изящная и даже в чем-то  целомудренная.  Мы отнеслись с уважением к материалу и сопроводили экспонаты подробным описание». 

О чем думал художник Владимир Жуков в (род.1933 году), изображая Данаю в оргалите (древесноволокнистая плита, ДСП)  в основном из треугольников? Наверное,   это   было современное прочтение мифа в 1990 году. А, может, он раньше других прочувствовал слом эпох, формации, видел  мир вокруг именно в таком «угластом» состоянии, предполагал, что женщинам придется снова брать на свои плечи вытягивание  семьи в  нарождающемся хаосе рынка? Примерно, как в Великую Отечественную, когда  на женские плечи лег тыл и быт, они уродовали себя бесформенными ватниками, душа их становилась  как  деревяшка, как ДСП. 

Примерно в   начале 1990-х годов создает Тагир  Субханкулов  (род 1954г.) деревянную скульптуру «Яблоко». Видимо, мироощущение скульптора в тот, начинавший «разогреваться» виток времени,  совпадало  с безликостью периода, и  таким  вышел образ женщины? Наступало время искушения и поэтому в руках хрупкой фигуры  яблоко Вот куснет  его  «Ева» и что случится дальше, «дерево» расцветет?  

Николай Калмаков (1875– 1955)  интерпретировал   миф о страсти Артемиды к Эндимиону: богиня обессмертила и усыпила красавца, а по  факту, сделала  сексуальной игрушкой. Художник  придумал в 1912 году чудный, практически, невинный сюжет на эту тему. 

Замечательная иллюстрация  (1835 года) к стихотворению А. С. Пушкина «Талисман».  Жаль, автор гравюры  неизвестен, но зато как  он чувственно передал восточный колорит: 

Там, где море вечно плещет

На пустынные скалы,

Где луна теплее блещет

В сладкий час вечерней мглы,

Где, в гаремах наслаждаясь,

Дни проводит мусульман,

Там волшебница, ласкаясь,

Мне вручила талисман…

А фамилия  цензора осталась во времени – это   москвич И. М. Снегирев (1793г.- 1868г.)

Лебедева продемонстрирован каталог (дизайнер Геннадий Ершов), выполненный в черно-белых тонах, издание не отвлекает от  яркого материала выставки. По  ее мнению, нагота всегда знак доверия, и выставка – это знак доверия умному и доброму зрителю. 

Замечательно вписались в канву выставку очаровательные  юные балерины из хореографического ансамбля под руководством Марии Драбовской и под аккомпанемент концертмейстера Елены Панченко. Порхание девушек в  зале музея очень символично вписывалось в тему. Обнаженная натура, застывшая во времени и в предметах, спорила с  живой грацией  прелестниц в бальных пачках и пуантах, мелькавших среди посетителей на вернисаже как  солнечные  «зайчики» – блики эмоций.

У каждого свои предпочтения в красоте, собственное понимание чувственности. Но главное  для художника уловить тенденцию времен, не перейти тончайшую грань от искусства к пошлости. Сотрудникам ЯХМ удалось создать выставку, радующую взор, манящую  и  остаться в рамках искусства. Выставка работает до  15 декабря 2013 года

Виктория Соцкова

  Еще на эту тему:
Выставка «Вера Пестель. Путь живописи».

Айвазовский Иван Константинович –художник на все времена

Шедевры из усадьбы Абрамцево

30 августа 2012 года состоялся вернисаж в ЯХМ к 180-летию художника Ивана Шишкина

Простая история про любовь гимназиста

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: