Выставка «А море нас ждет» в Ярославле: простор и красота стихии

Главная
Рубрика: ПалитраКультурные ценности, мироощущения
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Опубликовано: 20/12/2025 12:54

Выставка «А море нас ждет» в Ярославле: простор и красота стихии 

Ярославский художественный музей пригласил представителей СМИ на открытие выставки «А море ждет нас».

19.12.2025г. состоялся пресс-показ. Тридцать восемь работ девятнадцати художников из богатого собрания музея помогут перенестись на морское побережье, услышать шум волн, почувствовать свежесть морского простора. Все картины посвящены видам моря и побережья. Выставка состоит из двух разделов – произведения художников-маринистов, для творчества которых работы с морской тематикой были основными, и картины живописцев, обращавшихся к этому жанру эпизодически.

Морской пейзаж в русском искусстве получил развитие довольно поздно – с начала XIX века. Первым известным русским маринистом был Иван Константинович Айвазовский. Он создал полноценную школу русского маринизма. До него морские пейзажи были редкостью в русской живописи, чаще всего ограничиваясь лишь элементами городского или исторического полотна. Благодаря его работам море стало центральным объектом искусства, демонстрируя мощь природы и взаимодействие человека с водной стихией. Айвазовский научил художников видеть в море не просто воду, а стихию, полную энергии и света. 

Художник писал картины по памяти с помощью силы воображения, сначала делал наброски с натуры, а затем создавал полотна в мастерской, используя зрительную память и фантазию. Это позволяло ему передавать не только внешний вид моря, но и его настроение. Он создавал эффект прозрачности воды и динамичности волн. На выставке представлены четыре

 картины Айвазовского. Особенно интересен небольшой пейзаж «Ночь на море», написанный маслом на картоне. Художник делал такие работы для подарков. Нередко эти оригинальные миниатюры-открытки наклеивались на фотопортрет художника, изображавший его сидящим с кистью перед мольбертом с рамой. В эту раму и включали открытку. На обороте пейзажа сохранилась надпись жены художника: «Подлинность кисти Ив. К. Айвазовского удостоверяю. Анна Никитична Айвазовская».

В экспозиции представлены пять картин Л. В. Лагорио, ученика Айвазовского. Лев Лагорио — первый ученик Айвазовского, который под его руководством освоил технику изображения моря. В работах Лагорио чувствуется мощь и свобода в изображении стихии, заложенная учителем. Крымские море и горы оставались главной темой его творчества. Маринист Алексей Боголюбов учился у других мастеров, но его ранние работы демонстрируют подражание Айвазовскому. Позже Боголюбов развил собственный стиль, сочетая документальность батальных сцен с лиризмом пейзажей. На выставке представлены морские пейзажи живописцев Александра Беггрова, Николая Гриценко, Руфина Судковского и Николая Бубликова.

Изображение морской стихии привлекало не только художников-маринистов. Задача передать бесконечную игру волн, постоянно меняющееся освещение и облаков над морем всегда была настоящим вызовом для любого художника. Для многих живописцев создание морских пейзажей было следствием путешествий на побережье (Р. А. Берггольц, П. П. Верещагин, С. А. Малютин, К. Я. Крыжицкий, И. Е. Крачковский, С.А. Виноградов и другие) или жизни в прибрежных городах (Г. С. Головков, Б. А. Фогель). Ряд художников создание марин воспринимали как важную, но не преобладающую часть творчества (А. И. Мещерский, Н. Н. Дубовской, А. И. Чирков).

Произведения, представленные на выставке, дают возможность проследить столетнюю эволюцию жанра морского пейзажа – изменения в выборе сюжетов и колорита, привнесение импрессионистских живописных приемов, множественность образов эмоционального наполнения картин.

Выставка открыта до 29 марта 2026 года.

Татьяна Полтавченко

Фото автора

6+

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: