Выставка «Исаак Левитан. Живопись из собрания Государственного Русского музея» в Ярославле
Главная
Рубрика: Палитра ⇒ Культурные ценности, мироощущения
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Опубликовано: 08/12/2024 10:37
Выставка «Исаак Левитан. Живопись из собрания Государственного Русского музея» в Ярославле
В Ярославском художественном музее (ЯХМ) состоялось торжественное открытие удивительной яркой выставки «Исаак Левитан. Живопись из собрания Государственного Русского музея».
Мероприятие состоялось в 105 день рождения ЯХМ и было также приурочено к десятилетию с начала сотрудничества по совместным проектам двух музеев.
Выставка работ великого русского пейзажиста стала прекрасным подарком к этим знаменательным датам. В экспозицию вошли живописные работы и пастели, охватывающие все этапы творчества, главные темы и излюбленные мотивы мастера.
Исаак Левитан родился в бедной еврейской семье в городке Кибарты на западе Российской Империи – сейчас это место находится на территории Литвы. Левитаны хоть и бедствовали, но детям стремились дать лучшее образование и переехали в Москву, чтобы Исаак мог учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Среди преподавателей Левитана были знаменитые живописцы. Его первым учителем был мастер лирического пейзажа Алексей Саврасов. В представленных на выставке этюдах конца 1870-х – первой половины 1880-х «Лето. На пчельнике», «Снопы и деревня за рекой», «Домик с ракитами» явно ощущается влияние учителя. Работая на пленэре, художник выбирает бесхитростные пейзажные мотивы, в которых находит множество деталей, говорящих не только о жизни природы, но и человека в ней. Ещё одним учителем Левитана был Василий Поленов, основой творчества которого была работа на пленэре.
Русский пейзаж не был любимым жанром русских художников ХIХ века. В то время их вдохновляли городские пейзажи, дворцы, исторические и библейские сюжеты. Левитану за очень короткое время удалось изменить понимание пейзажа, видение природы в отечественном искусстве. Хмурые небеса, бедные поля, сонные реки и озера обрели особую поэтичность, чахлые кустики и лужи оказались выразительными и современными.
Любимым временем года Левитана была осень. Ни одной картины с зимними пейзажами у живописца нет. Художник посвятил осени около ста произведений. Большинство представленных на выставке осенних пейзажей («Осень. Вблизи бора» (1895), «Долина реки. Осень» (1896), «Осенний пейзаж» (1890-е)) исполнены пастелью. Именно в этой технике с особой силой раскрывается тончайшее понимание Левитаном цвета, его эмоциональной выразительности.
Пастель –это графическая и живописная техника, в которой для создания произведений искусства используют цветные мелки. Эти картины редко выставляются даже в Русском музее Работы пастелью хранится только под стеклом, они очень капризные, осыпаются при малейшем сотрясении, их нельзя перевозить, они могут погибнуть от солнечных лучей и от изменения влажности в помещениях. Постоянное беспокойство за сохранность «сыпучих» пастельных произведений не позволяет их часто и продолжительно экспонировать.
Существует понятие «левитановские места». На протяжении своей творческой жизни художник много путешествовал, изображая природу волжских городов, Московской, Тверской губерний. Однако поистине «левитановскими» можно назвать лишь два места: Плёс и Удомельский край. В отдельном зале выставлены произведения художников из собрания Ярославского художественного музея, которые отправлялись за вдохновением «по следам» Левитана.
Открытие вернисажа состоялось 5 декабря 2024 г. Посетить выставку можно до 31 марта 2025 г.
Татьяна Полтавченко
Фото автора
+12
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: |