Выставка из коллекции Ярославского художественного музея
Главная
Рубрика: Палитра ⇒ Культурные ценности, мироощущения
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Опубликовано: 22/06/2025 07:01
Выставка из коллекции Ярославского художественного музея
В Ярославле открылась выставка «Эпоха Александра Ш. Живопись из собрания Ярославского художественного музея».
19.06.2025г. состоялся пресс-показ вернисажа, который создает чарующую атмосферу ушедшего времени, погружает в эпоху на заре исторических потрясений. Картины – из коллекции музея.
Александр III Миротворец, названный так из-за мирного характера проводимой им политики, был у власти 13 лет (1881-1894 гг.). Время его правления было отмечено утверждением самодержавной власти, отсутствием революционных потрясений, укреплением национального начала, мощной поддержкой православия, подъемом экономики и культуры. Император покровительствовал искусствам, поддерживал и развивал русские традиции, справедливо полагая, что культура – лучшее средство для роста самосознания и духовности русской нации
Царь-Миротворец покровительствовал изобразительному творчеству и просвещению в сфере искусства, помогал художественным школам, артелям, создал систему российского начального и среднего художественного образования, оказывал поддержку талантливым архитекторам, скульпторам, живописцам
Взойдя на престол после убийства народовольцами своего отца, Александр III начал правление с опубликования Манифеста о незыблемости самодержавия. Наступил период контрреформ, ограничивавших или отменявших часть либеральных свобод, дарованных Александром II подданным, государством был усилен цензурный контроль. В меньшей степени запреты по идеологическим и политическим причинам затронули развитие живописи.
Во многом это произошло благодаря личности Александра III. С юности он увлекся искусством, брал уроки рисования у мариниста Алексея Петровича Боголюбова. Любовь к живописи разделяла его супруга Мария Федоровна. Они постоянно покупали картины русских художников, в Аничковом дворце, а позднее в Гатчине, сложилась коллекция живописи.
Позднее император задумал создать музей национального искусства, что отразилось в подборе произведений: покупались работы не только на основе личных пристрастий, но и те, что отражали новые тенденции в развитии русского искусства.
Император посещал большинство столичных художественных выставок, был знаком с многими художниками, давал им заказы, конкурировал в покупке произведений с П. М. Третьяковым. Ежегодно император тратил значительные суммы из личных средств для закупки произведений современных художников. Для открывшегося после его кончины Государственного Русского музея им было оставлено около 1000 картин.
В экспозиции представлены две картины, которые участвовали в выставках передвижников и их видел Александр Ш. Это пейзажи Остроухова И.С. «Весна» и Волкова Е.Е. «Заморозки». Представлены полотна, созданные художниками по желанию императора. Такую картину можно увидеть на выставке — это «Срубленный дуб в Беловежской пуще» Ивана Шишкина. На ХХ передвижной выставке состоялось личное знакомство художника и Александра Ш. Царь похвалил его работы, но пожелал, чтобы Шишкин поехал в Беловежскую пущу и написал настоящий лес, который под Петербургом не увидишь.
Особый раздел составляют произведения любимых императором жанров – батальный, исторический и морские пейзажи. Значительная часть работ вряд ли была известна самодержцу, но важна для понимания общих тенденций развития русского искусства.
Известный искусствовед и художник Александр Николаевич Бенуа писал, что правление Александра III «подготовило тот расцвет русской культуры, который, начавшись при нем, продлился затем в течение всего царствования Николая II».
Выставка открыта до 1 сентября 2025 г.
Татьяна Полтавченко
Фото автора
6+
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: |