Выставка в ЯХМ «Мелодия на два голоса»

Главная
Рубрика: ПалитраКультурные ценности, мироощущения
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Опубликовано: 01/10/2021 07:11

  Выставка в ЯХМ «Мелодия на два голоса» 

Ярославский художественный музей представляет произведения ленинградских художников, супругов Евгении Антиповой (1917–2009) и Виктора Тетерина (1922–1991). В экспозицию вошли работы 1960–1980-х, подаренные музею Евгенией Петровной Антиповой в 2002 году.

Художники были не только супругами, но и единомышленниками. Главный их учитель – А.А. Осмеркин – участник объединения «Бубновый валет», один из корифеев отечественной живописи, художник артистического склада, дарования, он учил «быть простодушным». За этим будто несерьезным заветом скрывалась высокая художественная культура. Основу мастерства Осмеркин видел в развитии «зрительного воображения». С самого начала общения с натурой ученикам предлагалось быть творцом. Акт творчества подразумевал и переживание воспринимаемого, и композиционное мышление. Воссоздание предметной реальности не мыслилось вне ее интерпретации. 

Как и об их учителе, о Евгении Антиповой и Викторе Тетерине мало сказать: «Живы ни хлебом единым». Для них в искусстве и только в нем – смысл и оправдание жизни. Сколь ни редок такой тип художника он не миф, а реальность: начисто лишенные прагматизма, они не творцы собственной карьеры. Пафос общественных баталий, как правило, не захватывает их. Они подвижники собственного призвания. В нелегкие времена идеологического давления им удавалось сохранять нравственную незапятнанность.

Оба – люди военного поколения. На их долю выпали блокада, эвакуация, болезни. Тетерин служил в армии, по состоянию здоровья –  в нестроевой части. У Антиповой в начале войны трагически погиб первый муж, талантливый художник Яков Лукаш, она потеряла ребенка. Кроме того, обоих, так или иначе, коснулись репрессии. Семья Тетериных перебралась в Ленинград из-за угрозы раскулачивания. У Антиповой незадолго до войны арестовали отца. 

Тяжелой была военная и послевоенная жизнь.  Будучи студентом, Тетерин, по его признанию, подшивал изношенные ботинки подметками, выкроенными из старых этюдов, и писал новые этюды на растительном масле, полученном по карточкам. 

После окончания Академии художеств добавились новые проблемы. В Союзе художников Тетерин и Антипова – как «осмеркинцы» (в конце 1940-х Осмеркин был изгнан из Академии) – ходили в «формалистах», были лишены заказов. Евгения Антипова вспоминала: «Только Глеб Савинов и Ольга Богаевская морально поддерживали нас, а вообще, мы были страшно одиноки».

Несмотря на все тяготы, мысли покинуть Россию у художников не возникало. Евгения Антипова на этот счет говорила: «…я просто люблю свою Родину, какая бы она ни была».

Творчество художников выстраивалось как противовес их реальных судеб. Как отрицание бед и неурядиц собственного бытия. Если угодно, как самоисцеление. Такая самостоятельность с точки зрения союзного руководства являлась недопустимой. Мало того, Тетерин и Антипова избегали современной тематики. Основная порочность усматривалась в самом языке их живописи – слишком вольном, поскольку основной гарантией реализма считалось натуроподобие. 

В 1960-е художники начали выставляться. Это позволило им найти единомышленников. Сложилось творческое объединение группа «Одиннадцати», в которое входили: Евгения Антипова, Виктор Тетерин, Валерий Ватенин, Валентина Рахина, Ярослав Крестовский, Завен Аршакуни, Борис Шаманов, Герман Егошин, Леонид Ткаченко, Виталий Тюленев, скульптор Константин Симун. Что сплачивало участников группы? Прежде всего, отрицание казенного искусства, псевдореализма, салонности, желание быть самими собой. Группа объединяла очень разных по принципам поэтики, мироощущению и по жизненному опыту художников. Тем не менее, содружество представляло собой своего рода ансамбль, в котором и переклички, и контрасты помогали максимальному раскрытию творческой личности. 

Антипова и Тетерин в этой группе были старшими. И, как непосредственные ученики Осмеркина, олицетворяли живую преемственность Группы с искусством 1920-х. Каждый из них по-своему открывал и прочитывал наследие классического авангарда.  Большинство членов группы, восприняв уроки авангарда, понимали непреходящее значение созерцания как живого контакта с миром. Виктора Тетерина вдохновляет реальный мир. Он запечатлевает его «текучий» образ на своих полотнах. Его формы пластичны, подвижны, словно бы видоизменяются на глазах, ускользают. Произведения отличают четкая ритмическая организация холста, согласованность всех его компонентов, гармония всегда изысканного колорита – так на первый план выступает ценность живописи как особого вида творчества.

Сила Евгении Антиповой в утонченной культуре созерцания и смысл его в том, что оно обращено не только вовне, но и внутрь, в глубину авторского Я. Со временем внешний мотив все более становится вестником внутреннего состояния.  Трепет листвы, дрожание наряда природы в недолгую пору цветения, игра солнечных зайчиков – создают ощущение эфемерности любых границ и, в то же время, – связи одного пространства с другим, вообще – пространственной непрерывности. Ведь мир един. 

В ее натюрмортах, расположенных среди зелени, в пейзаже, цветы, собранные руками человека,  выделены из родной среды, но не изолированы и не отторгнуты от нее. Они олицетворяют Культуру и Природу. Сокровенный пафос таких картин в возвращении человека к первоистокам, плодоносящей земле. Живопись Евгении Антиповой легкая, почти нерукотворная. Кажется, кисть движется от дуновения чувства. Кажущееся поначалу случайным, иногда хаотичным впечатление в действительности строго сгармонировано тонкостью колорита, ритмической пульсацией цветовой ткани и складывается в целостный образ – модель мира. 

Искусство Евгении Антиповой и Виктора Тетерина радостно, открыто и свободно. Они представляют удивительный дуэт, исполняющий мелодию на два голоса.

Их искусство простодушно. Но это «простодушие» обеспечено золотым запасом профессиональной культуры, вкуса, а главное – интуиции. Она-то и таит в себе высшую мудрость художника…

Куратор – Людмила Николаевна Макарова, зав. экспозиционно-выставочным отделом ЯХМ

Информация предоставлена пресс-службой ЯХМ

Возрастные ограничения6+

 Российское информационное агентство «Национальный альянс» 

Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: