Зарисовка о культурном коде с региональным уклоном
Главная
Рубрика: Палитра ⇒ Культурные ценности, мироощущения
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Опубликовано: 25/09/2024 09:03
Зарисовка о культурном коде с региональным уклоном
В советское время система школьного образования в рамках воспитательной функции влияла на потребительский вкус молодых людей и привлекала внимание к театральным постановкам, картинным галереям, музыкальным концертам.
Не все школьники потом становились представителями творческой интеллигенции, но у многих появлялось понимание того, что без искусства жизнь тускнее. Поэтому культпоход на выставку или концерт был признаком хорошего тона, а представители творческого мира превращались в своеобразных лидеров общественного мнения.
Но был аспект, как говорится, за кадром и за этим стоял не только лозунг «искусство – народу», но и система формирование спроса на услуги представителей культурной сферы. В этой системе были задействованы редколлегии, худсоветы и т. п. коллегиальные профессиональные общности, негласно дающие кому-то путевку в безбедную жизнь или закрывавшие путь тем, кто предлагал то, что не совпадало с генеральной линией или представляло собой халтуру.
Недавно состоялась рабочая встреча представителей творческих союзов Ярославской области (журналистов, художников, писателей и др.), с Ириной Ширшовой, и. о. министра минкульта Ярославского правительства, на которой высказывались предложения. И это хороший знак, когда появляется поле для взаимодействия и потребность в экспертной оценке именно профессионалов.
После совещания удалось заглянуть в выставочный зал Ярославского союза художников. Александр Александров, глава союза, показал выставку «Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!», приуроченную к 225 дню рождения русского великого поэта, и экспозицию художника Александра Веселова «Акварель. Графика. Интерьер», посвященную его 60-летию. И еще – две свои картины, которые привлекали характерным для России сюжетом – госпожа Зима заглядывала из рамок в зал. Ярославская художественная школа имеет авторитет в среде коллег по всей России. Ярославские мастера – труженики и таланты. Работы местных художников в центре внимания музеев и коллекционеров страны и всего мира. Знатоки изобразительного искусства, когда приезжают в Ярославль, непременно заходят в творческие чертоги Ярославского отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», чтобы увидеть творения коллег по цену. У туристов галерея непременно оказывается в культурном плане.
Раньше покупали картины чаще всего как элемент ностальгии или интерьера, сейчас – скорее, ради инвестиционного интереса или тщеславия. А художник стремится высказаться миру. Нужно понимать, что творец создает полотно не для себя или выставки – ему требуется, чтобы картины нашли своих покупателей и рассеялись по миру как звезды в космосе. Сейчас наблюдаем, что с культурой покупок произведений искусства что-то пошло не так. И вот уже говорят, что нейросеть может заменить композиторов, журналистов, художников и др. На самом-то деле не может! Но IT-индустрия ради выгоды вполне способна на подмену понятий и будет продвигать в информационном пространстве такие спорные тезисы, снижающие ценность творческого труда.
На Питерском международном экономическом форуме-2024 (ПМЭФ-2024г) увидела яркие по цвету и приметные шахматы, поразившие ценой в миллион рублей. Оказалось, что сделаны они из какой-то особенной пластмассы на принтере, придуман был оригинальный дизайн и приложено немало усилий для продвижения продукта среди платежеспособной публики, которой такая цена как семечки, а идеями не удивишь. И такие в чем-то уникальные шахматы разлетались, по словам продавцов из сферы креативной индустрии, как горячие пирожки. Командная работа, чтобы продать выгодно, удалась!
Чтобы понять, почему срабатывает в том или ином случае магия потребительского интереса, нужно вырабатывать стратегию взаимодействия с креативным сектором на уровне каждого региона и тогда мозаика удачи сложится. На мой взгляд, конкуренция, основанная лишь на рекламе, в сфере искусства не работает на пользу талантам или обществу. В тени софитов признания искусственно оказываются многие способные люди.
В Ярославской области появился шанс создать продуктивную среду, подпитанную местным культурным кодом, чтобы общественники из творческого цеха ощутили востребованность. Что для этого нужно? Возможно, объединяющая идея, внимание, еще что-то, ведь перед страной стоят новые вызовы.
Виктория Соцкова
Фото автора
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: |