Фрагменты ушедшей эпохи: «Картина жизни. Жизнь в картине».
Главная
Рубрика: Палитра ⇒ Культурные ценности, мироощущения
Автор публикации: Виктория Соцкова
Опубликовано: 16/04/2016 11:23
Фрагменты ушедшей эпохи: «Картина жизни. Жизнь в картине».
16.04.2016 состоялось открытие выставки в Ярославском художественном музее (ЯХМ)«Картина жизни. Жизнь в картине». Представлена коллекция полотен и скульптур бытового и исторического жанра второй половины XIX в. и начала XX в. из запасников ЯХМ и Рыбинского музея-заповедника.
Представлено 31 картины, три графических листа и три скульптуры. Все произведения (кроме трех, которые из собрания партнера музея – Рыбинского музея-заповедника) из коллекции ЯХМ.
По мнению Аллы Хатюхиной, директора ЯХМ,выставка демонстрирует возможности и состояние коллекции, профессиональное умение сотрудников в работе с таким материалом. Она поблагодарила коллектив за профессиональный подход. «Были составлены подробные этикетки к произведениям, чтобы наиболее полно могли ознакомиться с работой одиночные посетители, у которых нет возможности присоединяться к экскурсионным группам. Считаю, что такая выставка для нас – это большая удача, – сказала директор ЯХМ. – Надеюсь, что она также будет пользоваться вниманием у школьников в период каникул».
Произведения демонстрируют бытовой и исторический жанр и запоминаются сюжетом, интересны взрослым и детям.
Алексей Федорчук, заместитель директора ЯХМ и куратор выставки, уверен, что у музея есть постоянная публика, для которой посещения соединяются в единый сюжет: «У нас была выставка портретов, потом пейзажа и вот теперь – бытовой жанр. Все произведения мы не смогли показать и ограничились временными рамками половины XIX в. и начала XX в.».
Начинается выставка с работ передвижников. Они показывают сюжеты из реальной жизни, в ряде случаев обличающего характера. Например, картина Леонида Соломаткина «Славильщики-городовые» (1860-1880г.г.): городовые приходят к набожному купцу и славят Христа, т.е. поют. За эти «рулады» он им подает чаевые. Один из городовых поет с явным притворством, а другой –с показушничеством. Подсмотренная художником сценка из жизни того времени обличает, на мой взгляд, ханжество. При этом городовые с наградами на мундирах, возможно, что не от хорошей жизни они идут на такие «колядки». Только художник с тонкой натурой и искренне болеющий за судьбу страны мог написать такой момент из реальности.
Неудивительно, что социальная правда, колющая глаза, самому творцу денег не приносила. Он нуждался и умер в больнице для бедных. Об этом можно прочитать в описании картины, что удобно, особенно для тех, кто не знает о таких аспектах из истории.
Другая выставочная «обойма» посвящена произведениям с историческими мотивами. Художники как бы представляли, как могла происходить та или иная сцена из прошлого. Например, «Призвание князя Пожарского» (1830-1850гг.) работы неизвестного автора. Сюжет: посольство из знати и простых людей под предводительством Козьмы Минина пришло просить князя Дмитрия Пожарского возглавить народное ополчение. На картине изображен возлежащий в праздности князь (рядом жена и сын, на столике кувшин с вином, в домашней одежде) и разношерстная группа незваных гостей в его доме в поздний час. Священник протягивает к нему руку, словно, взывая к совести, а Минин указывает в противоположное направлении, видимо, на врагов Отечества. Простолюдин на коленях с пустым блюдом, а рядом – разбросанные драгоценности и деньги: князя молят, угрожают или обещают?
Или вот сценка из жизни циркачей «Роковой выход» (1901г.) кисти художника Михаила Игнатьева. Можно составить рассказ по картине: каждый персонаж выражает характер, присутствует живость действия. Видимо, из группы гимнастов один упал и расшибся. Вокруг коллеги по труппе: кто-то сочувствует, кто-то холодно смотрит со стороны, а кому-то снова на арену. Или другая картина, «Молодая белоруска» Константина Савицкого. Он напоминает тем, кто думает, что в имперской России были только господа и дамы, но были и крестьяне и вот так, как на картине, они выглядели.
А вот взгляд художника Ивана Владимирова на представителя буржуазии – «Изобретатель и капиталист» (1903г). Он стоит в позе «руки в брюки», золотая цепочка от часов на брюхе, курит сигару. Точное попадание в образ. Кроме того, на него работает не только взрослый мужчина, но и подросток. Это картина актуальна и сегодня.
Картины говорят с нами изобразительным языком, понятным без переводчика даже, когда уже принадлежат прошлому. Эхо силы искусства можно услышать и увидеть сегодня на выставке в ЯХМ «Картина жизни. Жизнь в картине».
Выставка продлит работу до 4 сентября.
Виктория Соцкова
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Еще на эту тему:Пейзаж настроения или «крылья» по облагораживанию общества
Древнерусское искусство – кладезь для исследователей.
Содружество музеев: результат – выставка «Три великих портретиста: Рокотов, Левицкий, Боровиковский»
Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: |