Шедевры Сальвадора Дали из коллекции Александра Шадрина

Главная
Рубрика: ПалитраКультурные ценности, мироощущения
Автор публикации: Виктория Соцкова

Опубликовано: 10/08/2014 14:48

Шедевры Сальвадора Дали из коллекции Александра Шадрина 

В Ярославском музее зарубежного искусства открыта выставка «Шедевры Сальвадора Дали». Бизнесмен из Екатеринбурга Александр Шадрин привез в Ярославль 79 подлинников творчества испанского сюрреалиста.

Вся его коллекция, примерно, раза в четыре больше и сейчас располагается в китайском Даляне. Там планируется открыть Центр испанской культуры, которым будет руководить Александр Шадрин и демонстрироваться творчество Дали и Пикассо из коллекции бизнесмена. Вначале идея была предложена властям Екатеринбурга. Но не нашла поддержки то ли потому, что на тот период проводились выборы мэра города и чиновники были сконцентрированы на потребности сохранить свои рабочие места, то ли потому, что проект был финансово прозрачен. А китайцы ухватились и помогли в осуществлении проекта.

С 2006 года коллекция демонстрируется в России. В нынешнем году выставка из Китая отправилась в турне по Украине – в Одессу, Харьков, Донецк, Киев. Изменившаяся политическая ситуация скорректировала маршрут. После референдума, определившего судьбу Крыма, Александр Иванович сделал своеобразный подарок жителям нового субъекта РФ – привез выставку в Севастополь. Оттуда коллекция прибыла в Ярославль. Примерно с 2009 года велись переговоры о демонстрации коллекции в городе на Волге. Когда открылся Музей зарубежного искусства, то выставка оказалась кстати. По замечанию Щадрина, он впервые выставляет ее в камерном пространстве. Как правило, требуется почти 250 кв. м., чтобы развернуться во всей красе. Почти день с куратором проекта, Алексеем Викторовичем Федорчуком, они думали, как оптимально разместить экспонаты. В итоге, коллекция гармонично вписалась в пространство музея. Экспонаты – это графика, скульптура, керамика и особая атмосфера , буквально, фонтанирующего воображения, перемешанного с философией жизни, страстями, страхами и желанием поразить зрителя неповторимостью образов, присущая всему творчеству эксцентричного художника.

Шадрин рассказал предысторию выставки.Впервые творчество Дали советские люди увидели в 1988году. Это было желание художника, чтобы выставка была на родине его жены Елены Дьяконовой, которая в эмиграции сменила имя на – Гала (Праздник). Эту выставку устраивал Пьер Аржиле, французский издатель и колллекционер, в московском Музее изобразительного искусства им. А. С. Пушкина. Из этой выставке Щадрин купил несколько экспонатов уже у наследников Пьера Аржиле и они есть в экспозиции в Ярославле. Другую выставку скульптур Дали из коллекции Бенджамена Леви (юриста Дали) провели немецкие коллекционеры в 1993 году в Третьяковской галерее. В 1988 году Шадрин встретился с экспертом в области искусства французского правительства и обозначил желание взять в аренду или купить коллекцию у Фонда «Гало-Сальвадор Дали» (три музейных объекта в Фигейрасе, Портлигате, Пуболе), либо у Бенджамино Леви, юриста Дали, выкупившего при жизни Дали авторские права художника (музеи его Фонда «Мир Дали» в Лондоне, Париже, Токио), или в у владельцев Музея Сальвадора Дали в Сент-Питерсберге (штат Флорида, США). Переговоры длились не один год, но в результате Шадрин в 2005 году получил, что хотел. Был момент, который заставил поволноваться. Еще были памятны  скандалы вокруг швейцарской фирмы «Нога», которая накладывала арест на имущество России за рубежом,  репутационный шлейф от краж из Эрмитажа. Эти обстоятельство опосредованно повлияли взаимоотношения со страховщиками и отразились на размере коллекции, но не затронули денежное выражение. Щадрин переделал договор, уложился в обозначенную сумму. Продавцом выступил Леви.

Такая деятельность требует существенных финансов. Когда у Щадрина спросили, откуда берет деньги, он ответил, что его финансовый бизнес, кредитования и инвестирование, самодостаточен, позволяет ему заниматься своим увлечением. По его мнению, инвестиции в искусство – это дело тонкое, требует знаний. Вопрос денег интересен обывателю. Щадрин вкладывает деньги в то, что ему интересно – это искусство, именно оно ему греет душу, хотя торговля, могла бы принести больше прибыли. «Творчество Дали – это фантасмагория эмоций, сказал, – Александр Шадрин, – Я не  поклонник его личности,но нравится его творчество. Нельзя не видеть, что человек на грани патологии смог себя реализовать на 100 %.Что мешает многим здоровым так себя реализовать? Дали навязывает зрителю в своих работах свою гениальность».

В графике Дали есть серия «Человеческие пороки» с изображением грехов. Кажется, что, если взглянуть на такую анатомию пороков в преломлении художника, то вполне от них можно избавиться, настолько они неприятны, буквально, на уровне физиологии. Вот чревоугодие или обжорство: омерзительная вша, к ней присосались утки, язык, пронзенный вилкой и круговорот рвоты… 

Дали был религиозным человеком, в его творчестве присутствует эта тема, порой, в неожиданных ракурсах. Например, скульптурная композиция «Видение ангела»: палец с прорастающими в нем деревьями и человек, который врастает в землю, а за всем этим наблюдает ангел, он пригорюнился и одним крылом опирается на подпорку. Художник по одному ему понятным флюидам социума предвидит разрушение духовной составляющей европейской цивилизации. Или вот еще один ангел – верхом на улитке. Улитка сочетает мягкость живого и твердость раковины, служит укрытием от опасности и символом времени. Скульптура цельнолитая, тяжеленная, однажды при транспортировке под ее тяжестью был поврежден постамент. Также и человеку трудно, а порой невозможно избавиться от своих пороков, обязательств, привычек, вроде они в целом составляют его привычную среду, в которой  он прячется в минуты опасности, но при этом это мешает двигаться вперед, менять жизнь наперекор обстоятельства. Ангел может придать ускорение процессу, и помочь, у ангела и улитки есть крылья, но перед бесцельно потраченным временем он ничтожен, поэтому ангел –  с костылем в руках. 

Женщины в творчестве Дали занимают особое место. Возможно, причина – это его замкнутость на Гала. Он как хирург проникает в сущность отношений женщин и мужчин, в этом видит сумбур из святости и греховности. Кажется, что психологи должны прописывать неуверенным в себе мужчинам и женщинам дозировано смотреть творчество Дали, что открывать в себе зажимаемое обстоятельствами, комплексами неполноценности или общественной моралью природное предназначение. В литографии «Женщины-цветы» танец из фигур, одолеваемых, то кошачьими хвостиками, то рыбьими. Женщина внутренне борется с собой, когда отвечает на зов мужчины. Интересное прочтение женских тайн Дали представил в образе шкафчиков, он размещает их на женском теле: если понравился секрет, то положи в шкафчик что-то, тогда, может, женщина откроет еще секрет-ящичек. Таково его видение античной «Венеры Милосской», состоящей из шкафчиков.

Впечатляет то, как художник обращается со временем. Он, практически, физически осязает  текучесть, безвозвратность и постоянно напоминает об этом, что будущее и прошлое бесконечно, а вот настоящее – это миг, эту мысль он провел в скульптурной композиции «Танцующее время». Образ стекающего циферблата – это изобретение Дали, как и многие другие дизайнерские находки – обертка «чупа-чупса», флакон духов в виде губ и т.д.

Это был выдумщик, прославившийся тем, что делал все, что ему хотелось, жил по полной программе в своих страхах и страстях.При этом   удачно продавал свои идеи.

Выставка работает до 28 сентября 2014г.

Виктория Соцкова

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Еще на эту тему: Большое счастье Ярославля: выставка «Брейгель. Династия»

России и Англия: неформальный диалог музейщиков

Музей зарубежного искусства в Ярославле ждет посетителей

Выставка «Похвала Богоматери»

Олег Отрошко – аллегории и реализм


Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: